История и архитектура Троице-Измайловского собора

Свято-Троицкий собор

Архитектор Троице-Измайловского собора

Измайловский собор был построен по проекту одного из отцов русского ампира Василия Стасова. Талантливый архитектор, происходивший из небогатой дворянкой семьи, прошел путь от простого чертежника до академика Петербургской Академии художеств. Будучи приверженцем позднего классицизма, он создавал строения, отличающиеся строгостью линий и парадностью фасада. Ярким представителем такого направления стал Троицкий собор.

Вместе со Стасовым над храмом работал инженер П. П. Базен, которому несколько раз приходилось исправлять ошибки маститого архитектора, допущенные им в расчетах, за что тот не единожды оказывался на гауптвахте. Непосредственное участие в возведении храма принимал Николай I, лично утверждавший все проекты и вносивший в них свои коррективы.

Аэросъемка, A.Savin

История Свято-Троицкого собора

История храма началась в 1756 году, когда в память о подвигах лейб-гвардии Измайловского полка освятили храм. Новая обитель не отапливалась, потому богослужения в ней проводились только летом. Здание сильно пострадало от наводнения, случившегося в 1824 г. Спустя четыре года под контролем самого императора начались восстановительные работы. Новый храм строили из камня, но по подобию деревянного сооружения. Первый камень заложили в 1828 г., а спустя семь лет храм освятили. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I. Интересно, что в соборе проводилось венчание Ф. М. Достоевского и Ольги, сестры А. С. Пушкина.

После революции ХХ века храм закрыли в 1938 г. Службы не проводились, хотя осуществлялся ряд реставрационных работ. В здании советская власть устроила склад. Передача собора РПЦ состоялась в 1990 г.

Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге

Строительство часовни

Часовню возвели позже, чем основное храмовое здание – в 1895 г., приурочив ее к двум трагическим и необычным происшествиям в императорской семье. Первым из них является трагедия с поездом в Борках в 1888 году, а вторым – путешествие государя Николая II по Японии, где на него было совершено покушение.

Часовня возведена в том же стиле, что и весь собор – неоклассика с белоснежными стенами и золотыми звездами на синем куполе. Внутри находится царский иконостас, а также несколько больших образов.

Период восстановления

В 2006 году в храме произошел масштабный пожар. Пламя было видно за 20 км. Главный купол, который возвышался над храмом около 170 лет, был уничтожен. Восстановительные работы были начаты без промедлений. Использовались средства, собранные жителями города, выделенные патриархом Алексием II и даже Папой Бенедиктом XVI. Ответственность за проведение работ взяла на себя администрация Петербурга.

Реставрационные работы над малыми куполами завершили весной 2008 года. Позже восстановили центральный алтарь и внутреннее оформление храма. В 2012 г. завершили реставрацию придела св. Марии Магдалины.

В 2006 году в храме произошел масштабный пожар

Современное состояние

Троице-Измайловский собор включен в перечень городских памятников архитектуры. В настоящее время обитель полностью восстановлена, в ней регулярно проводят богослужения. Продолжается благотворительная деятельность. Кроме этого:

  1. В соборе постоянно организовывают паломнические поездки по России и на Святую Землю.
  2. Действует воскресная школа. Здесь проводят чтения для взрослых прихожан.
  3. Под покровительством собора работает приют для сирот, основанный еще императором Николаем I.
  4. Сформирована и действует община православной молодежи.

Архитектура Троицкого Собора

Главным смыслом строительства собора, по задумке Никона, было запечатление памяти о Сергии. Поэтому белокаменное, златоглавое строение, построенное над прахом основателя Троицкого монастыря, было выполнено не жалея денег, хотя и без чрезвычайного расточительства.

Орнамент на апсиде Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Деньги на строительство были не проблемой, ведь Троице-сергиева лавра была популярной у многих московских князей, которые уважали память преподобного, и готовы были потратить любые средства для его увековечивания.

Огромную роль сыграл князь московский Дмитрий Донской, крещённый, к слову, самим Сергием Радонежским, который в будущем стал победителем куликовской битвы и спасителем русской земли. Таким образом, но постройку собора были брошены немалые силы.

Храм был выстроен в обычном для тех времён стиле московского церковного зодчества, конца XIV — начала IV веков, который характеризовался неимением притвора и венчавшим постройку крупным единоглавым куполом.

При этом у храма есть интересные архитектурные особенности, которые не были характерны для данного стиля: деление фасадов не соответствовало храмовому пространству, круглый барабан с венчающим его куполом-шлемом смещается к алтарю.

Хотя вся постройка конструктивно не очень крупногабаритная, её стены сформированы таким образом (со всеми этими завитушками, кокошниками и прочими украшениями), создают внешний эффект масштаба и визуально увеличивают собор. Это касается как внутреннего убранства, так и внешней стороны.

Изнутри здание расписано лучшими представителями иконописи тех времён: например, в росписи поучаствовали великие иконописатели Андрей Рублeв и Дaниил Чёрный.

История Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря тесно связана с многочисленными перестройками и внешними изменениями. Связано это, в первую очередь, с необыкновенной популярностью храма у первых лиц страны.

Например, в 1510 году князь владимирский и московский Василий III, после успешного похода на Псков, приказал обить железом кровлю собора. А царь Иван IV, во время молебена, после взятия Казани в 1552 году, повелел озолотить купол.

В течение следующих столетий к собору были пристроены различные приделы: склеп, трапезная, Никоновский придел. Уже в XVIII веке была снова проведена реконструкция: заменена кровля, перекрашены фасады, внутреннее оформление тоже регулярно меняли. Таким образом, храм постоянно менял свой облик.

Архитектура Троице-Измайловского собора

В центре нарядной Троицкой площади, сверкая позолоченным крестом и ярко-синими куполами, украшенными бронзовыми звездами, возвышается красавец-собор, видный с расстояния 20 км от города. Величественный храм поднимается на 80 метров и вмещает 3000 верующих.

Здание, окрашенное в белый цвет, построено в стиле позднего классицизма российским зодчим Василием Петровичем Стасовым в 1835 году

Архитектор, проектируя собор, перенёс внимание на колоннаду и сине-звездчатые полусферы

На фоне белого цвета контрастируют синие купола пятиглавия с рассыпанными по ним звездами. Роспись сделана по личному указанию Николая I. На большом куполе – 280 звезд, на каждом из четырех малых – по 208. По преданию, цвет соборных куполов соответствовал цвету мундиров гвардейцев Измайловского полка.

Фасады храма оформлены строгими портиками, крытыми галереями, образованными колоннадой с перекрытиями. Крышу каждого поддерживают по 6 величавых изящных колонн. Над портиками высятся малые купола церкви.

В величественных колоннах храма, пилястры которых отделаны белым мрамором, видны античные мотивы и сквозит имперский дух. Периметр здания украшен великолепным скульптурным фризом. В нишах западного портика – бронзовые скульптуры ангелов.

Отправляя отчет императору, Стасов написал: «Храм сей изящностью и колоссальным видом своим приводит всякого взирающего на оный в удивление». Пышность и нарядность монументального храма вызывает ощущение праздника и радости.

Архитектура, убранство

Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.

Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.

Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.

Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.

Полукруглый иконостас, выполненный в мастерской А. Тарасова, оформлен коринфскими колоннами и композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью. Образа были написаны В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Н. А. Майковым и В. К. Сазоновым.

В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы».

Иконы для боковых приделов были переданы из прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.

На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.

К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата.

В храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году («утилизирована» при закрытии собора в 1938 году).

Измайловский собор имеет подсобные помещения в подземном этаже, которые к 1990 году были затоплены водой. После проведения поэтапной реконструкции, был устроен зал, который получил название «Славянский». Зал расписан художниками творческой мастерской Владимира Куликова. Его зрительным и смысловым центром является образ Господа Вседержителя, выполненный в мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой.

Территория собора

Собор является композиционным центром Троицкой площади.

В память Русско-турецкой войны 1877—1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Д. И. Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко. В 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы — восстановлена.

В 1894—1895 годах, напротив храма, по проекту С. П. Кондратьева в память двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии — была выстроена в ампирном стиле часовня святого Александра Невского. Белый позолоченный иконостас часовни был вырезан П. С. Абросимовым, иконы написал И. А. Тюрин. Часовня была закрыта в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны снарядом был сбит купол, а затем в ней размещалась торговая точка и склад. Работы по восстановлению начались в августе 1998 года, а 26 ноября её освятил митрополит Владимир (Котляров). Витраж и реставрация лепки выполнены творческой мастерской художника Владимира Куликова.

Традиции

В дореволюционное время прихожане блюли следующие традиции:

В престольный праздник на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой;
В праздник Спаса Нерукотворного образа на Фонтанку отправлялся крестный ход для водосвятия;
В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестный ход шёл по окрестным улицам
12 октября (старый стиль) служилась заупокойная литургия, в которой участвовал весь полк, в память о битве при Горном Дубняке.

Расписание богослужений Троицкого собора

Каждый день совершаются такие служения:

  • 9:30 – исповедь;
  • 10:00 – поздняя литургия (после нее могут быть молебен и панихида);
  • 13:00, 15:00 – обряд крещения;
  • 16:00 – молитва у мощей святых Матроны, Петра и Февронии.

Прочие богослужения проходят по определенным дням недели. График дополнительных служб можно изучить на сайте собора.

  • Венчания – после литургии, по нечетным дням недели, исключая время постов.
  • Молебен у иконы «Всецарица» – вторник, 17:00.
  • Молебен у иконы с мощами Георгия Победоносца – среда, 17:00.
  • Вечерняя служба – пятница-воскресенье или накануне праздника, 17:00.
  • Ранняя литургия – воскресенье, праздники, 7:00.

Архитектура, убранство[править | править код]

Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Высота составляет 80 метров. Вмещает более 3000 человек.

Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.

Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора Самуила Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.

Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора производили художники Алексей Травин и Тимофей Медведев.

Полукруглый иконостас, выполненный в мастерской А. Тарасова, оформлен коринфскими колоннами и композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью. Образа были написаны Василием Шебуевым, Андреем Ивановым, Алексеем Егоровым, Николаем Майковым и Василием Сазоновым.

В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Тимофея Неффа и Джованни Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы».

Иконы для боковых приделов были переданы из прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.

На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.

К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата.

В храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году («утилизирована» при закрытии собора в 1938 году).

Измайловский собор имеет подсобные помещения в подземном этаже, которые к 1990 году были затоплены водой. После проведения поэтапной реконструкции, был устроен зал, который получил название «Славянский». Зал расписан художниками творческой мастерской Владимира Куликова. Его зрительным и смысловым центром является образ Господа Вседержителя, выполненный в мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой.

Территория собора

Колонна Славы (восстановлена в 2005 году), 2006 год

В память Русско-турецкой войны 1877—1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Давида Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора Марии Литовченко. В 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы — восстановлена.

В 1894—1895 годах напротив храма на добровольные пожертвования офицеров Измайловского полка и именитых прихожан по проекту Сергея Кондратьева в память двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии — была выстроена в ампирном стиле часовня Святого Александра Невского. Высокий купол был выкрашен в голубой цвет и украшен золотыми звёздами. Белый позолоченный иконостас часовни был вырезан П. С. Абросимовым, иконы написал Иван Тюрин. Часовня была закрыта в 1924 году, с 1925 года в здании размещался ларёк, с 1930-го — кафе, с 1937-го — пивной ларёк. В годы Великой Отечественной войны снарядом был сбит купол, а затем в ней размещалась торговая точка и склад. Работы по восстановлению начались в августе 1998 года, а 26 ноября её освятил митрополит Владимир (Котляров). Витраж и реставрация лепки выполнены творческой мастерской художника Владимира Куликова.

Пожар в Троицком соборе

25 августа 2006 г. в Троицком соборе случился сильный пожар, уничтоживший оригинальный 170-летний центральный купол Базена. Возгорание началось с установленных вокруг него строительных лесов. Разгоревшееся пламя быстро перекинулось на чердачные помещения. В результате внешние конструкции купола обрушились на внутренний кирпичный свод, который, к счастью, не обвалился, несмотря на то, что был сильно раскален. Помимо главного купола, в огне пострадали также и четыре малых, которые к тому времени были полностью отреставрированы.

Сразу после того, как пожар потушили, был объявлен сбор средств на восстановление пострадавшего собора. Уже за первые два месяца от простых лиц и организаций поступило более 6 миллионов рублей. Свою лепту внес и глава римско-католической церкви Бенедикт XVI, пожертвовавший петербургскому храму 10 тысяч евро.

Спустя годы по похожему сценарию развивался и пожар в легендарном Нотр-Дам-де-Пари.

Святыни собора и традиции

Есть также и святыни, которые особо почитаемы в данном соборе: образ Воскресения Христова с частицами мощей Иоанна Златоуста, Стефана, Варвары и частью древа Креста Господня. среди прихожан немало внимания уделяется и лику Успения Богородицы, а также икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость».

Среди прочих святынь есть также:

  • частица мощей блаженной Матроны Московской,
  • крест с частицей Креста Господня и Голгофы,
  • частицы мощей Петра и Февронии,
  • икона с частицей мощей великомученика Пантелеймона,
  • частицы мощей трех святителей: Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста,
  • часть епитрахили св. прав. Иоанна Кронштадтского;
  • икона Святой Троицы 1406 года.

Кроме святынь, которые находятся в данном соборе и их почитают, люди соблюдали еще и определенные традиции. Вот какие правила были в дореволюционное время:

  • на престольный праздник на центральной площади проводили военный парад, во время которого происходило окропление знамен святой водой,
  • в Спаса Нерукотворного крестная хода двигалась на Фонтанку для освящения воды,
  • на Успение Богородицы верующие проходили по всем окрестным улицам. Также проводили заупокойную литургию, на которой присутствовал весь полк. Таким образом вспоминали о битве при Горном Дубняке.

Сампсониевский собор

Сампсониевский собор

Адрес: Большой Сампсониевский проспект, 41

Метро: Выборгская, площадь Ленина, Петроградская

Сайт: sampsony.ru

Это одно из старейших культовых сооружений Санкт-Петербурга, возведенное в знак победы в Полтавской битве. Здание, заложенное еще в 1710 году на месте, выбранном самим Петром I, сначала было деревянным. В 1740-ом появился каменный собор. В 1894-ом сюда из Пантелеймоновской церкви перенесли мощи Святого Сампсония. Также для храма выбрали 11-метровый иконостас, датируемый началом 18 века. Многие иконы, находящиеся в церкви, привезены из хранилища Музея Суворова.

История

Как явствует из названия, собор воздвигнут во имя Святой Троицы для отправления религиозных нужд Измайловского полка.

В 27 году XIX века Николай I, некогда командовавший измайловцами, повелел возвести на месте старой деревянной церкви полноценный каменный храм. Монарх так же принимал деятельное участие в проектировании и благоустройстве здания, нередко заставляя архитекторов пересматривать решения в угоду августейшим вкусам. Именно ему собор обязан существованием трёх приделов, вместимостью (до 3 тыс. чел.) и небесно-голубыми куполами

Главным архитектором проекта стал В.П. Стасов, инженером – П. П. Базен. Начало строительства датируется 13 мая 28 г. XIX в. Разразившаяся война с Турцией не позволила императору и двум из трёх батальонов полка посетить церемонию водружения первого камня.

Второй по величине после Исаакиевского собора новострой Петербурга преподнёс несколько неприятных сюрпризов. Огромный центральный купол дважды «замораживал» строительство. В 30 г. XIX в. из-за неправильно распределённой нагрузки треснуло 16 колонн, а спустя 3 года барабан был и вовсе снесён ураганом. Прямое вмешательство императора ускорило работы по исправлению расчетных промахов и возведению основной деревянной главы, простоявшей 170 лет, вплоть до пожара года.

Измайловский собор Святой Троицы был готов к торжественному освящению уже в 1935 г. Среди оформителей можно отметить:

  • И.П. Оловяшников – отлитие колоколов;
  • С. Гальберг, И. Леппе, К. Грейсон – скульптуры и оформление;
  • В. Шебуев, А. Егоров, А. Иванов, Н. Майков – оформление иконостасов.

При Советском Союзе

При власти Советов храм сменил статус полкового собора на роль рядового прихода. Во время изъятия церковной утвари отсюда вывезли более двух кг золотых и 300 кг серебряных изделий. Прихожане выкупали святыни храма, меняя церковные реликвии по весу на столовое серебро.

С 1923 г. Троице-Измайловский собор побывал в руках обновленцев и вновь вернулся в лоно православной церкви. Священнослужители храма подвергались репрессиям и гонениям. Так протоиерея Михаила Чельцова, противостоящего вывозу церковных ценностей, арестовывали в общей сложности 6 раз, 2 раза приговаривали к смерти и казнили в 30-х гг. 15 лет назад священник был причислен к лику святых и назван покровителем петербуржского Измайловского собора.

Помимо изделий из драгоценных металлов из собора вывезли знамёна Измайловского полка, демонтировали колонну Славы, что вызвало порицание даже со стороны рабочих.

До 1938 г. пастве удавалось отстаивать права на владение храмом. Благодаря пожертвованиям велись восстановительные работы, по окончании которых здание Троице-Измайловского собора было передано декоративной мастерской, а впоследствии рассматривался проект о превращении его в крематорий.

Годы ВОВ оставили уродливые шрамы на фасаде здания. Подвалы были переоборудованы под бомбоубежища, а само здание отвели под хранение трупов.

Реставрация, проведённая в 50-х г. XX в., сгладила страшные следы войны, однако архитектурный памятник вплоть до 90-х гг. эксплуатировался как холодный склад и постепенно приходил в упадок.

Наши дни

В течение 10 лет с 1990 г. сообществом интеллигентов северной столицы проводился капитальный ремонт, реставрация и благоустройство здания. Список работ был колоссальным. Предстояло оснастить Троице-Измайловский собор системами водоснабжения и отопления, полностью восстановить ушедшее великолепие помещений и фасада, имея в распоряжении только серые остовы стен, повреждённую лепнину и потускневшую роспись с отбитыми кусками штукатурки.

Помимо реставрационных работ в помещении подвала был отделан «Славянский зал» и создана иконописная мастерская. С началом реставрации вновь начались регулярные богослужения. В 2005 г. городу петербуржцам вернули реконструированную колонну Воинской Славы.

Августовский пожар 2006 г., бушевавший 6 часов, уничтожил основной и один из боковых куполов. Несмотря на опасность, проходившая церковная служба не прервалась. В ходе происшествия пострадавших не было, а все ценности удалось эвакуировать. Пламя уничтожило 170-летний деревянный купол, но он не остановило жизнь храма. На следующее утро священники читали литургию рядом с ещё курящимся дымом храмом. Несчастье не остановило повседневную жизнь собора, службы проходили ежедневно.

К 2021 г. Свято-Троицкий Измайловский собор вернул былое великолепие вопреки несчастьям.

Архитектурные задумки

Все пять куполов собора представляют собой сияние золотых звезд на синем фоне. Но изначально деревянные купола были выкрашены в зеленый цвет. Современный вид был предложен императором Николаем I. Фасады собора украшены четырьмя портиками с шестью колоннами на каждом. Западная часть здания дополнительно украшена фигурами ангелов, вылитыми из бронзы. Высота собора превышает 80 метров.

Здание представляет собой сочетание нескольких стилей, характерных для времени возведения собора:

  1. Ампир. Характеризуется наличием колонн, скульптур и строгой симметрией. В России стал распространенным в XIX веке.
  2. Неоклассицизм. Сочетает черты классицизма и античности, имеет сходства с архитектурными особенностями эпохи Возрождения.
  3. Псевдорусский стиль. Этому стилю характерны белоснежный камень, классика форм и узкие окна.
Оцените статью