Троице-Сергиева Лавра: духовное путешествие

Свято-Троицкий собор

Иконостас Благовещенского собора

Также одним из очень древних является иконостас Благовещенского собора Московского кремля – самого, пожалуй, уютного храма Кремля, со сказочным полом из агатовидной яшмы янтарно-медовых оттенков

Благовещенский собор Московского кремля

Иконостас Благовещенского собора дошел до нас не в том первоначальном виде, как он создавался. Иконы 2-го и 3-го снизу ряда написаны в конце XIV – начале XV веков (!). Ряды выше — написаны в XVI веке.  В центре иконостаса – серебряные позолоченные чеканные Царские врата. Интересно, что в нижнем ряду иконостаса предусмотрено постоянное место для образа небесного покровителя царствующего государя. После смерти царя эту икону уносили «ко гробу», а для Благовещенского собора писали новый образ покровителя государя, взошедшего на престол

Иконостас Благовещенского собора Московского кремля

Святыни

Ныне среди икон и духовно значимых реликвий есть как исторически пребывавшие в этих стенах, так и относительно новые, но уже прославленные.

Мощи 

В правом приделе Троицкого собора можно поклониться частицам чудотворных останков блгв. князя Александра. Их удалось вернуть обители с началом возрождения иноческой жизни. Свои особенности имеет рака князя: на ее крышке – еще 79 мощевиков разных святых, среди которых свв. Иоанн Креститель, Андрей Первозванный, Евангелисты, Апостолы.

Кроме того, паломники стремятся:

  • поклониться частице мощей блгв. князя Феодора (она вделана в икону князя);
  • ковчегу с честными останками Киево-Печерских преподобных; он сравнительно недавно появился в лавре.

Особо почитаемые иконы 

Невская Скоропослушница

Число их к настоящему времени не менее 15. Среди наиболее прославленных:

  • образ-мощевик блгв. Александра; он был келейным у митр. Серафима (Чичагова), а сейчас находится в Троицком соборе; это одна из первых икон, где Александр написан в княжеских, а не монашеских одеждах;
  • образ Господа, облеченного белыми одеждами; он стоит близ раки блгв. Александра; и эта икона также связана со сщмч. Серафимом, ибо написана им лично;
  • икона Богородицы, именуемая «Невская Скоропослушница», созданная для обители монахами Афона в конце XIX в.; ее удалось сохранить от поругания, а с возрождением лавры – вернуть в храм.

Время потрясений: ХХ век.

К началу XX в. монастырь, где подвизались уже более 130 монашествующих, был одним из самых богатых, кроме того, славился своими святынями, уникальной историей. Лавра, как задумывал основатель, Петр I, несла громадное социальное служение, тратя на благотворительность большую часть своих немалых доходов: здесь работала (еще с 1714 г.) богадельня для увечных воинов, «Дом призрения» бедных, монахи помогали женскому епархиальному училищу. А когда началась 1 мировая война – отправили на фронт передвижной госпиталь, еще один – открыли на территории обители.

Так встретила лавра 1917 год. Конечно, новая большевистская власть не могла не подвергнуть гонениям обитель, настолько тесно связанную со «старым режимом». Сначала забрали все помещения, кроме церковных, затем пришел черед храмов, вскрытия, «реквизиции» мощей блгв. Александра Невского, которые оказались в музее, наконец – разорения уникальных лаврских кладбищ, хранящих память об истории страны.

Сложной оказалась также духовная обстановка в монастыре: с 1922 г. его захватили сторонники обновленческого раскола, которым добровольно подчинились многие насельники. Только через год лавриоты смогли вернуться к Патриаршей Церкви.

А ночью 18 февраля 1932 г. монашеская община прекратила существование, так как были арестованы все братия, еще остававшиеся на свободе.

Началось тяжкое время гонений, разрушения памяти об истории монастыря, города: помещения обители заняли различные советские учреждения, общежития. Многие из них продолжали действовать здесь до начала 2000-х гг.

Тем не менее, с 1957 г. удалось вернуть Троицкий собор, где возобновились регулярные службы, хотя он считался тогда приходским храмом. Только с 1996 г. началось возрождение иноческой жизни, а 18 апреля 2000 г. восстановленной лавре были переданы все отобранные ранее здания. Время гонений закончилось.

Почитаемые святыни

Александро-Невская лавра – сокровищница церковных реликвий. Среди ее святынь – списки чудотворных икон и мощи почитаемых святых.

Мощи Александра Невского

По распоряжения императора Петра Великого мощи святого князя перенесли из Рождественского монастыря во Владимире во вновь отстроенную обитель. Знаменуя это событие, ежегодно, 12 сентября, Православной Церковью отмечается день перенесения мощей Александра Невского.

В 1922 году раку вскрыли, саму гробницу передали в Государственный Эрмитаж, где она хранится до настоящего времени и с 2012 года находится на реставрации. Мощи изъяли и впоследствии вернули в Троицкий Собор только в 1989 году. Они хранились в запасниках Музея Религии и атеизма при Казанском Соборе.

Афонские иконы

Помимо памяти благоверного князя Александра Невского и его святых останков в Александро-Невской Лавре особо почитают списки чудотворных икон, сделанные на святой горе Афон, в русском монастыре. Каждая из них – это образ Богоматери:

  • икона Божией Матери Невская Скоропослушница
  • икона Божией Матери Отрадо и Утешение
  • икона Божией Матери Достойно есть

Увидеть их можно в Свято-Троицком соборе лавры. Оригинальные иконы – достояние нескольких афонских монастырей.

Почитаемые святые

Александро-Невская лавра хранит мощи Киево-Печерских святых, а также частицы святых останков:

  • Святого Иоанна Предтечи
  • Святого Апостола Андрея Первозванного
  • Святого Николая Чудотворца
  • Святого Преподобного Сергия Радонежского

Среди прочих икон – образы Казанской и Тихвинской Божией Матери, а также таких почитаемых святых, как:

  • Преподобный Серафим Саровский
  • Великомученик целитель Пантелеймон
  • Святитель Николай Чудотворец

Иконописный образ с мощами святого князя Феодора Ярославича, брата Александра Невского – еще одна ценность монашеской обители.

Иконы Троицкого собора

Около серебряной раки святого — высокий, пятиярусный иконостас, с него на нас смотрят лики святых. Сорок икон, древнейших в России, за одно лето были написал Андрей Рублев со своими учениками для этого иконостаса. Среди них икона Троицы — великое творение, самое известное в мире произведение русской иконописи.

Что такое православная икона? Это оконце в удивительный мир Бога, мир святости и красоты. Это реальная связь между земной и небесной жизнью.

Перегородка, на которой установлены в определенном порядке иконы – иконостас. Он в православном храме олицетворяет участие в богослужении представителей церкви Небесной – пророков, апостолов, мучеников, которые молятся и с нами, и за нас. Небожители из мира Божественно лицом к лицу стоят к верующим из мира земного.

Игумен Никон, после возведения Троицкого собора, пригласил расписать стены храма и написать его главную икону величайшего художника, причисленного ныне к лику святых, – преподобного Андрея Рублева. Основой послужила библейская притча, как однажды, в полуденный зной, к старцу Аврааму, явились три ангела, в лицах которых воплотился Бог. По рассказу, праведник, вместе с своей женой Сарой, усадив гостей под зелень дубравы Мамврийской, закалывает тельца и угощает странников.

На этот сюжет не раз писались иконы, но на этот раз из-под кисти художника вышло творение совершенно особенное.

На этой исчезли традиционные Авраам и Сара, нет сцены заклания тельца, отсутствует момент самой трапезы. Обозначены только ее атрибуты – чаша и престол, вокруг которых, тихо и задумчиво, сидят ангелы и ведут безгласный разговор. Нежные гармоничные цвета, исходящая от изображения аура спокойствия и умиротворения.

Грациозно склоненные к друг другу головы ангелов, их жесты, сдержанные и плавные, предполагают возвышенный характер беседы… Да, да! Они говорят о спасении мира, ибо он погряз во зле…

Но, вот уже сотню лет разные исследователи и искусствоведы по разному интерпретируют смыслы и символы, заложенные в икону автором, бьются над загадкой ее многогранного содержания.

В Троицком соборе Сергиевой лавры сейчас хранится копия этой иконы, выполненная замечательным художником-реставратором Барановым, а ее подлинник – в Третьяковской галерее.

Далее события развиваются трагически и предсказуемо.

1924 год: закрыта часовня и передана под кафе, затем — пивной ларёк, в годы войны и после — под склад.

1925 год — из собора вывозят все военные трофеи;

1932 год — Президиум Ленсовета постановляет взорвать храм, чтобы на его месте и из его останков построить театр для рабочих — после обращения прихожан во ВЦИК храм оставляют;

1938 год — собор официально закрыт;

1940 год — из собора планируют сделать крематорий, но храм спасают учёные, доказавшие губительность крематория в центре города — только таким аргументом можно было пронять новые власти; в блокаду в соборе хранят трупы умерших от голода;

после войны настроения властей существенно изменились: в 1952 – 1967 годах проведён ряд работ по восстановлению купола и фасадов;

собор до 90-х годов служит неотапливаемым складом и разрушается;

1990 год — возвращён РПЦ;

2004 год — возобновлена реставрация собора.

Последнее, верим в это, испытание собор пережил в августе 2006 года. Загорелись строительные леса, превратив в считанные минуты купол в огромный пылающий над городом факел. В 17:10 большой купол обрушился на внутренний свод — сгорели деревянные конструкции 170-летнего возраста.

Следствие не установило причины пожара. А в 2007 году правительство Петербурга выделяет 58 миллионов на малые купола. Последующие расходы также впечатляют: на реставрацию фасадов — от 1 миллиарда рублей, на восстановление большого купола — 120 миллионов рублей.

В 2008 году открыты малые купола и установлен крест на главный купол.

В 2010 году отделаны фасады собора и завершено восстановление главного алтаря.

В 2011 году собору навеки передана частица мощей св. Матроны Московской.

Теперь храм восстановлен, ведутся лишь мелкие работы. Из всех испытаний — временем, огнём, стихией и безверием — он вышел чистым, белоснежным, словно облако на синем июльском небе. Сияют звёзды, плывёт увенчанный ими, словно воинскими наградами, многострадальный храм — над дворами, улицами, рекой…

Адрес: Санкт-Петербург, Измайловский просп., 7а.

Ближайшее метро: метро Технологический институт-1; метро Технологический институт-2; метро Балтийская.

Сайт: www.izmsobor.ru

Карта расположения:

Православный приход храма Великомученика и Целителя Пантелеймона

  Петропавловский собор

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины

Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств

На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота

В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник Екатерине II

К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади

Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

Поделиться ссылкой:

Пешеходный маршрут»Александро-Невская лавра — Старо-Невский — Лиговка»

Маршрут начинается с Александро-Невской лавры (где вы спокойно можете провести целый день):
Надвратная Скорбященская церковь, Некрополь мастеров искусств (Достоевский, Чайковский, Шишкин, Куинджи, Мусоргский),
Некрополь 18-го века (Ломоносов, Эйлер, Витте), Благовещенская усыпальница, кушаем монастырские вареники, музей «Древлехранилище»,
Никольское кладбище (Суворов, члены царской фамилии Романовых), Троицкий собор (Александр Невский), Казачье кладбище, Митрополичий сад.

Идём по Старо-Невскому проспекту от площади Александра Невского до площади Восстания (1.6 км).

Поворачиваем к Греческой площади (БКЗ «Октябрьский»), отдыхаем в Некрасовском саду, перекусываем в креативном пространстве «Третий кластер».

Гуляем по старым улицам Центрального района: Некрасова, Ковенский (церковь Лурдской Богоматери), Маяковского, Жуковского, Восстания,
Пушкинская, Лиговский переулок.

Знакомимся с арт-пространством легендарного центра ленинградской рок-культуры «Пушкинская-10» (музей Битлз Коли Васина, улица Джона Леннона,
Первый национальный музей рок-музыки, музей нонконформистского искусства, галерея-коридор Самиздат и др.).

Гуляем по Лиговскому проспекту: склады Северного страхового общества, особняк Сан-Галли, креативное пространство «Лофт Проект Этажи«,
Храм святых Кирилла и Мефодия, Крестовоздвиженский собор и Тихвинская церковь.

Площадь Александра Невского

Памятник Александру НевскомуПлощадь Александра Невского ночьюГостиница «Москва»на площади Александра Невского

Александро-Невская лавра

Надвратная Скорбященская церковьАлександро-Невской лаврыАлександро-Невская Лавраслева — Лазаревское кладбище, справа — Тихвинское кладбище

Набережная реки Монастырки

Благовещенская церковьЛаврская стенаНабережная реки Монастырки ночью1-й Лаврский мост зимой1-й Лаврский мостВход в Александро-Невскую лавру

Благовещенская усыпальницаФотогалерея

Здание консисторииЗдание консистории и кладбищенской конторыЛаврская «Вареничная»Музей «Древлехранилище»Библиотечный корпусВход на Никольское кладбище

Никольское кладбищеФотогалерея

Граффити «В чём сила, брат?»на трансформаторной будке в Лазаревском сквере
Духовской корпусАлександро-Невской лаврыДуховской корпусПамятник «2000 лет от Рождества Христова»Лестница Троицкого собораСвято-Троицкий соборАлександро-Невской лаврыПамятник пострадавшим за веруПамятник пострадавшим за веруСеминарский корпусАлександро-Невской лаврыФёдоровский корпусАлександро-Невской лаврыФёдоровская церковьАлександро-Невской лаврыФёдоровская церковьАлександро-Невской лаврыАлександро-Невская лавраКупол Свято-Троицкого собораСеминарский корпус (справа)Юго-западная башня Митрополичего корпусаМитрополичий корпус зимойМитрополичий корпусАлександро-Невской лаврыСвято-Троицкий соборСвято-Троицкий соборСвято-Троицкий соборКазачье кладбищеАлександро-Невской лаврыСеверо-западная башняАлександро-Невской лаврыПросфорный корпусАлександро-Невской лаврыСвято-Троицкий соборАлександро-Невской лаврыСвято-Троицкий соборПросфорный корпусВид на купол Троицкого собораБлаговещенская церковьБлаговещенская церковьХристос ВоскресеВыход из Александро-Невской лаврыРека Монастырка подо льдомРека МонастыркаРека Монастырка зимойРека Монастырка1-й Лаврский мост2-й Лаврский мостВид на Благовещенскую церковь со 2-го Лаврского мостаВторой Лаврский мостСеверо-западная башня лавры

Митрополичий сад

Поклонный крест в честь воссоединения Русской Православной Церкви Московского Патриархата и
Русской Православной Зарубежной ЦерквиМитрополичий корпусАлександро-Невской лаврыХрам священномученика СерафимаАлександро-Невской лаврыМитрополичий корпусАлександро-Невской лаврыМитрополичий садАлександро-Невской лаврыМитрополичий садАлександро-Невской лаврыРека МонастыркаПешеходный мост-теплопровод через МонастыркуКазачий мост через реку МонастыркуВодокачальня (слева) на реке МонастыркеДуховная академия и семинарияЛаврский проездПамятник Александру Невскому

Старо-Невский проспект

Исидоровское епархиальное училище(Администрация Центрального района)Старо-Невский проспектДоходный дом А.А.НиколаеваЖилой дом «Ле Грандъ»Старо-Невский проспектДоходный дом И.В.ГалуноваКарета на 1-й Советской

Фото и описание

Одним из самых монументальных и значительных храмов Санкт-Петербурга является Троице-Измайловский собор. В 1730 году, вскоре после восшествия на престол императрица Анна Иоанновна издала указ о формировании нового гвардейского пехотного полка, получившего название Измайловского и ставшего третьим лейб-гвардейским полком Российской армии после созданных Петром Первым Семеновского и Преображенского. В 1733 году полк был переведен в северную столицу.

Одной из первоочередных задач нового полка стала постройка церкви. Её решено было сделать походной, так как у полка не было еще постоянного месторасположения. Храм-шатёр в летний период размешался вблизи устья реки Фонтанки, в деревне Калинкиной, а зимой гвардейцы молились в приходских храмах. Чуть позднее полку были отведены земли выше по реке, и тогда архиепископом Сильвестром было принято решение о строительстве для полка деревянного храма. В 1754 году началось сооружение деревянного собора Святой Живоначальной Троицы в слободе Измайловского полка. Храм был спроектирован по образцу пятикупольных церквей, имеющих в своём плане равноконечный крест. Купола в них располагались по сторонам света.

Время, а особенно великое наводнение 1824 года, сильно разрушили деревянный храм, поэтому на личные средства императора Николая I, когда-то командовавшего Измайловским полком, по проекту знаменитого архитектора В. П. Стасова на том же самом месте был сооружен великолепный каменный храм, общая высота которого составляла около 80 метров. Храм возводился 7 лет – с 1827 по 1835 годы. При разработке проекта храма Стасов использовал те же принципы, по каким была построена церковь-предшественница: всё тот же греческий равноконечный крест и тот же принцип расположения куполов — не по диагонали, а над рукавами креста, по странам света. Архитектор здесь сочетал приёмы классицизма с традиционными формами русского зодчества. Купола были тесно сдвинуты, поэтому издалека они воспринимаются как нечто целое. Голубая облицовка, украшенная золотыми звездами, на обычно пасмурном северном небе Петербурга, создаёт радостное и праздничное настроение. Здание крашено великолепным скульптурным фризом, четырьмя портиками из коринфских колонн и чугунными треножниками на балюстрадах. Всё это придают ему пышность и нарядность. В нишах зданиях выставлены скульптуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Постройка Троицкого собора справедливо оценивалась его современниками как весьма значительное достижение российского зодчества.

Троице-Измайловский собор вмещает более 3 000 человек. Главный купол собора был вторым по величине деревянным куполом в Европе. Просторный, светлый интерьер. 24 стройные коринфские колонны, поддерживающие барабан главного купола, искусно отделанного кессонами с розетками, создают эффект того, что он словно парит в воздухе. Колонны и пилястры внутри храма облицованы белым мрамором. Малые купола расписаны золотыми звездами по голубому фону, создают дополнительные подкупольные интерьеры, в одном из которых расположен резной иконостас.

В 1938 году собор был закрыт. Были планы по превращению его в городской крематорий, к счастью, неосуществленные. Но храм всё равно пришел в запустение из-за использования его под овощехранилище, а особенно во время блокады Ленинграда. После войны были проведены широкие работы по восстановлению фасадов здания, завершенные в 1960-х годах, но внутреннее убранство его пришло в полный упадок из-за бесконечной перемены пользователей, ничего не предпринимавших для его сохранения. К 1990 году, когда здание было возвращено Церкви и в нем возобновлены богослужения, из всего богатейшего имущества, многое из которого было уникальным и бесценным с художественной точки зрения, остались только стены храма.

25 августа 2006г собор страшно пострадал от пожара, начавшегося на строительных лесах восстанавливаемого главного купола. Сгорели все деревянные конструкции центрального купола, частично уничтожены два малых купола.

К концу 2007 года были закончены работы на малом северном куполе, ликвидированы последствия пожара, осуществлены подготовительные работы по монтажу конструкций, по технологии клееного бруса, которая была выбрана для основы главного купола. Весной следующего года началась внутренняя роспись храма, проводился монтаж каркаса центрального купола храма. К 2009 году была отремонтирована верхняя часть иконостаса главного придела собора. Сейчас ведутся широкомасштабные реставрационные и ремонтно-восстановительные работы наружных стен собора.

Центральный собор монастыря

Его строгий внешний вид, выдержанный в стиле русского классицизма, восхищает своим лаконичным решением и величием. Его огромный купол величественно возвышается между Федоровским и Духовым монастырскими корпусами. Однако к такому виду облик собора пришел не сразу.

В 1719 году начались подготовительные работы, и в мае 1722 года состоялась торжественная закладка собора. Строительство велось под руководством талантливого архитектора Т. Швертфегера, получившего эстафету от самого Доменико Трезини.

Швертфегер активно взялся за строительство, и уже через пять лет здание было возведено под кровлю, началось сооружение барабана купола и колокольни. Однако вскоре темпы строительства начали снижаться и к 1730 году оно и вовсе прекратилось. Здание начало давать усадку и вскоре в стенах и своде появились трещины, угрожающие обрушением всей конструкции.

Во время царствования Елизаветы Петровны к вопросу строительства храма вернулись. Императрица сама осмотрела постройку и издала указ разобрать собор, как она выразилась «вплоть до подошвы». К середине 1755 года это было сделано под присмотром архитектора И. Росси и на таком этапе строительство и остановилось.

В 1763 году Екатерина II приказала завершить постройку собора. Был объявлен конкурс на лучший проект и в 1774 году победу на конкурсе одержал архитектор И. Е. Старов.

Спустя два года, после проведения подготовительных работ, 30 августа 1776 года состоялась торжественная закладка нового здания. Строительство началось под руководством И. Е. Старова и надзором архиепископа Новгородского и С.-Петербургского Гавриила.

Первая двухъярусная башня-колокольня была возведена уже к 1782 году и вскоре на ней были установлены куранты. В звоннице второй башни подвесили старинный колокол.

К 1786 году собор был увенчан большим куполом, и работы по возведению стен в основном завершились. Однако отделка интерьеров продолжалась вплоть до 1790 года.

Состояние некрополей

К настоящему времени бывшие лаврские кладбища Лазаревское и Тихвинское (под названием «Некрополь мастеров искусств») можно увидеть уже при входе в монастырь, они расположены по сторонам от него. Кладбища не принадлежат обители, вход на них платный, стоит около 500 р. При желании в той же кассе можно оплатить экскурсию.

Однако, желающим осмотреть некрополи стоит иметь ввиду происшедшие кардинальные изменения. Ведь с 1930-х на их базе открыли Музей городской скульптуры, куда свозили памятники с закрываемых столичных кладбищ, из храмов, где были погребены известные люди. Поэтому ныне расположение надгробий весьма приблизительно соответствует местам захоронений, многие утрачены.

Несколько более сохранно Никольское кладбище. Здесь есть братский участок, а также продолжают погребать известных людей.

Наконец, уникально четвертое, возникшее в советские годы «Казачье», где с первых послереволюционных лет хоронили представителей коммунистической власти! Среди погребенных близ Троицкого собора – участники обороны Ленинграда, известные архитекторы, ученые, строители. Захоронения происходили здесь до 1970-х гг.

Расписание и богослужения

Расписание и богослужения в православном храме зависят от конкретной церкви и ее духовного руководителя. Однако, в большинстве храмов соблюдается примерное расписание богослужений. Вот некоторые из них:

  1. Утренняя служба (утренняя молитва) — это первое богослужение дня и обычно начинается рано утром, примерно в 6 часов. Во время утренней службы читаются псалмы, пения и молитвы.
  2. Литургия — основное богослужение православной церкви. Оно проводится во время святого причастия, обычно в воскресенье и в дни основных праздников. Литургия включает чтение Евангелия, проповедь священника, освящение хлеба и вина и причастие верующих.
  3. Вечерняя служба (вечерняя молитва) — проводится вечером, после рабочего дня. Во время вечерней службы читаются псалмы, молитвы и пения. Она является завершающим богослужением дня.
  4. Панихида — это памятная служба, которая проводится в честь усопших. Она может быть проведена в любое время по запросу родственников или друзей усопшего.

Важно отметить, что расписание может меняться в зависимости от сезона и особых дат, таких как Великий пост, Пасха и Рождество

Правила поведения

При посещении православного храма, следует соблюдать определенные правила поведения. Вот некоторые из них:

  • Одежда: Женщины должны носить платок или шляпу, а мужчины — головной убор. Обычно рекомендуется носить скромную одежду, покрывающую плечи и колени.
  • Вход: При входе в храм, следует перекреститься и встать перед иконой, чтобы поклониться. Также рекомендуется взять свечу и поставить ее перед иконой.
  • Молитва: Во время богослужения, следует участвовать в молитвах и пениях, следуя указаниям священника.
  • Поведение: В храме необходимо сохранять тишину и спокойствие. Нельзя разговаривать громко или использовать мобильные телефоны.
Оцените статью