История и архитектура Троицкого собора Сергиевой Лавры

Свято-Троицкий собор

Церковь Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Память о двух чудотворных старцах запечатлена в храмовом сооружении, расположенном в северо-западной части Троицкого монастыря. Основатели Соловецкого монастыря прославились в истории православия множеством добрых и трагических предсказаний, внесли большой вклад в развитие христианства на Русском Севере.

В ходе строительства церкви Зосимы и Савватия (1635-37 гг.) одновременно возводились больничные палаты монастырской лечебницы. Они предназначались для пребывания в них престарелых, слабых здоровьем монахов, именуемых в описи 1641 г. «больничными старцами». Храм в честь соловецких чудотворцев – интереснейший памятник религиозного зодчества первой половины 17 века. Это единственная шатровая церковь монастыря.

Своими стройными пропорциями, декоративным убранством фасада «больничная церковь» прекрасно вписалась в архитектурный ансамбль Лавры. Она хорошо открывается взгляду со стороны Троицкого собора. Поясные орнаменты из кокошников продолжают декоративные традиции украшения фасадов более древних святынь монастыря.

Келарь Соловецкого монастыря, осуществлявший строительство объекта, выбрал шатровую форму завершения по аналогии с Преображенским собором Соловецкого монастыря. Церковные апсиды декорированы кирпичными тягами и гирляндами с белокаменными вкраплениями.

В наши дни храмовому комплексу, объединяющему церковь и больничные палаты, возвращён аутентичный облик. На поливных изразцах, декорирующих фасад, изображены воины и пушки в память о героической обороне монастыря во время польской осады.

Святыни храма

Мощи Александра Невского в Свято-Троицком храме лавры

Главной реликвией храма являются мощи святого благоверного князя Александра Невского. До 1922 г. они хранились в роскошной серебряной раке, изготовленной в период с 1750 до 1753 г. Ее пожертвовала собору в 1753 году императрица Елизавета Петровна. Рака в стиле елизаветинского барокко выполнена из серебра, добытого с Колымацких рудников, а ее вес составляет 1,5 тонны.

Рака имеет пирамидальную форму и состоит из нескольких ярусов. В центре второго яруса на барельефе изображен сам князь, который держит в руках знамя. Барельефы по бокам саркофага повествуют о наиболее значимых событиях в жизни святого.

В 1922 году советские власти изъяли раку из собора, и с тех пор она находилась в Эрмитаже, а святые мощи в ковчеге храма.  В мае 2023 года министерство культуры РФ издало приказ о передаче монументального украшения гробницы святого Александра Невского из Эрмитажа во временное пользование на 49 лет Санкт-Петербургской епархии.  Специалисты Эрмитажа будут проводить регулярные проверки раки для мониторинга ее сохранности. Возвращение раки в Троицкий собор планируется провести в несколько этапов до 12 сентября 2023 года.

Фронтон Троицкого собора
Иконостас Троицкого собора

Троицкий собор хранит в себе и другие священные реликвии:

  • Чудотворная икона Богородицы «Скоропослушница Невская». Собор обрел ее в 1958 году, когда его вернули православным верующим.
  • Образ из дерева Параскевы Пятницы. Его передали храму в 1988 году. Существует легенда о явлении образа, корни которой уходят в XVIII век. Согласно ей, пастух из деревни Ильеши Ямбургского уезда увидел девочку, которая сидела на высокой березе. Попытки снять ее с дерева оказались безуспешными, и пастух стал кидать камни, чтобы девочка спустилась сама. Береза сомкнула ветви и спрятала девочку, а когда пастух сходил в деревню за подмогой, под березой нашли деревянный образ святой мученицы.
  • Ковчег с частицами мощей многочисленных святых.
  • Чудотворные иконы: образы Казанской, Иверской и Тихвинской Богоматери, Богородица «Отрада и утешение».

Свято-Троицкий собор преданно чтит зародившиеся в нем обычаи. Еще в XIX веке здесь начали совершать обряды посвящения в духовный сан – хиротонии. В стенах собора были возведены в епископы Патриархи Московские и всея России Сергий и Кирилл.

В начале XX века закрепилась традиция: 7 ноября каждого года, в день, когда скончался Петр Ильич Чайковский, исполнять литургию Иоанна Златоуста, которую написал композитор для смешанного хора.

Другой обычай связан с образом Параскевы Пятницы. Каждый год, перед празднованием Ильина дня 2 августа, икону передают настоятелю Ильинского храма для совершения крестного хода по святыням Волосовского и Гатчинского районов. Он продолжается до 10 сентября, после чего образ возвращают в Троицкий собор.

История собора

После крушения императорского поезда во многих городах стали строить церкви и часовни в память о событии чудесного спасения семьи Александра II. Поэтому в Краснодаре на заседании городского совета решили построить собор с семью алтарями, посвященными святым покровителям императорской семьи.

Узнав о таком важном событии, вдова бывшего городского урядника, Ефросинья Абрамовна Щербинина, предложила пожертвовать свою землю на строительство церкви с условием, что ей будет выделен небольшой дом и выплачиваться ежегодное пособие. На очередном заседании городской совет принял предложение вдовы и рассмотрел проект церкви, составленный И.К

Мальгербом.

Церемония посвящения места строительства и закладка первого камня состоялась 3 октября 1899 года. Первоначально прихожане собирались для совместной молитвы в Молитвенном доме на фундаментной площади, но в 1904 году они перешли в нижнюю часть строящегося ректората, где был устроен алтарь в честь преподобного Серафима Саровского.

Строительство Свято-Троицкого храма в Краснодаре велось в течение 14 лет. Бывали случаи, когда работа приостанавливалась из-за отсутствия средств. После завершения внешних манипуляций, покрытия крыши и возведения колокольни началась внутренняя отделка. Талантливый художник Т.А. Сафонов.

Мастер брал пример с Софийской церкви в Киеве, стены которой были расписаны В.М. Васнецовым. Работы в верхнем приходе были завершены в 1910 году, и в Троицын день (который выпал на 7 июня) при большом стечении народа и духовенства был открыт краснодарский православный памятник и освящен центральный алтарь.

Тяжелые годы и второй расцвет

Через два десятилетия после открытия собора начались трагические страницы в истории Церкви — установился безбожный большевистский режим. В 1934 году гонения на православие докатились и до Кубани. Судьба церкви Святой Троицы подверглась тяжелому испытанию. Он был закрыт, кресты и колокола сняты, внутреннее убранство (иконостас и храмовые иконы) разобрано и увезено.

Первоначально здание церкви было переоборудовано под театр, а позже использовалось как овощной склад и молочная база. Годы сквернословия отразились на внешнем облике здания. Он стал настолько непригодным для использования, что его невозможно было восстановить. В таком состоянии он был возвращен Русской православной церкви в 1990 году.

Реконструкцию проводил архидиакон Анатолий Байдецкий. Божья помощь ощущалась во всем — нашлись заботливые люди, талантливые мастера и прекрасные художники, и работа закипела.

Сначала были отремонтированы крыша, колокольня и наружные стены, а затем началась реконструкция храма внутри. Перепады температуры и влажности привели к тому, что настенные росписи потеряли свой первоначальный вид. Еще больший ущерб нанесли люди своим «искусством»: они закрасили большинство картин масляной краской.

В центральном притворе церкви в конце 1990-х годов находилась скульптурная мастерская (высота здания позволяла устанавливать высокие памятники), и ходили слухи, что автор, создавший скульптуры, был обеспокоен картинами и поэтому «спрятал» их. Для властей, однако, существовала и другая версия — «сохранение» фресок в целях консервации.

Над спасением церковных росписей работал один из лучших консерваторов в Краснодаре — Алексей Карабанов. Алексей Карабанов, один из лучших краснодарских консерваторов церковной живописи, работал над спасением росписей церкви. Он проделал кропотливую работу по «открытию» картины автора и добавлению утраченных фрагментов.

Реставрация собора была завершена в 1996 году, а освящение (восстановление) алтаря и здания было повторено в том же году. В стенах собора вновь зазвучали молитвы, а с колокольни раздался звон колоколов.

Видео:храм Троицы в ХохлахСкачать

Иконостас и роспись

Иконостас Троицкого собора уникален. Это один из иконостасов, которые сохранились с XV века, кроме того, он пребывает в храме практически без изменений. Создан он был под руководством Андрея Рублева, для него же и была написана знаменитейшая икона «Троица». Интересный факт, что иконы в нем расположены вплотную друг к другу – без каких-либо разделительных элементов между рядами.

Собор расписывался в 1425-1427 годах Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Однако сегодня  внутренние стены украшают творения более поздних мастеров XVII века, которые, впрочем, отражают первоначальные композиции.

Сегодняшний день собора

Новая страница в истории Троицкого собора открывается летом 2003 года — с назначением правящим архиереем Саратовской епархии Преосвященнейшего Епископа Лонгина (Корчагина)

Прибыв на кафедру, он обратил самое серьезное внимание на состояние приходских храмов, многие из которых не ремонтировались в течение десятилетий. В 2004 году по благословению Владыки началась капитальная реставрация Свято-Троицкого собора. Работы возглавил настоятель собора игумен Пахомий (Брусков)

Проект реставрации был разработан специалистами Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства Культуры РФ, главный архитектор проекта — Е.К. Рукавишникова

Работы возглавил настоятель собора игумен Пахомий (Брусков). Проект реставрации был разработан специалистами Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства Культуры РФ, главный архитектор проекта — Е.К. Рукавишникова.

За несколько лет была произведена полная реставрация фасадов собора, был воссоздан его исторический архитектурный облик. Заново были выполнены утраченные элементы храмового декора: наличники, сандрики, карнизы. В 2007 году были позолочены оба купола собора, а также изготовлены позолоченные подзоры куполов и четверика. Архитекторами было предложено новое цветовое решение фасадов собора, учитывающее воссозданные элементы декора. Была заменена стропильная конструкция кровли, выполнено ее медное покрытие. Также были покрыты медью выступающие части фасада храма: карнизы, контрфорсы. Полностью были заменены витражи на закрытой галерее, воссоздано мозаичное покрытие пола на открытой галерее. Построена новая ограда храма, возведена трансформаторная подстанция.

Архитектором Еленой Ивановной Марченко был разработан подробный проект благоустройства храмовой территории, который включает в себя не только наружное благоустройство, но и отражает вертикальное планирование и водоотвод с территории. В течение трех лет производился капитальный ремонт внутреннего убранства нижнего Успенского храма Троицкого собора. Храм стал значительно просторнее за счет углубления пола. Потемневшие и осыпавшиеся настенные изображения 60-х годов XX века, не имеющие художественной ценности, были полностью удалены. Мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» под руководством О.Р. Шуркуса были заново расписаны стены храма. Росписи, выполненные в стиле XVII столетия, приблизили интерьер храма к стилю его архитектуры. Артелью иконописцев из Палеха изготовлен новый иконостас, сохранивший основные художественные формы прежнего иконостаса, к которому привыкли прихожане. Палехские иконописцы выполнили также фреску «Гостеприимство Авраама» на фронтоне собора, освященную 24 октября 2008 года.

Росписи, покрывающие своды, стены, проемы окон, придают храму неповторимую красоту. В алтарной части помещены композиции «Собор апостолов», «Великий вход» и «Служба святых отец» с изображением святителей. Над царскими вратами — образ Спаса Нерукотворного. Роспись центральной части храма повествует о последних днях земной жизни Христа; ее сюжеты — моление о Чаше, предательство Иуды, суд, несение Креста и Распятие. Композиции, размещенные на стенах трапезной части, посвящены Богородичным праздникам. Притвор Успенского храма расписан сценами из Ветхого Завета. По древней традиции, на западной стене храма изображен Страшный Суд.

Тему росписи паперти составило предание об основании града Саратова московскими стрельцами и принесении ими из Лавры преподобного Сергия чудотворной иконы Спаса Нерукотворного, поныне пребывающей в Троицком соборе.

10 декабря 2006 года было совершено Великое освящение нижнего Успенского храма Свято-Троицкого собора. Его совершил Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл, неоднократно служивший в Троицком соборе в 1994-1995 годах, когда ему было поручено временное управление Саратовской епархией. Ему сослужили Архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, духовенство Саратовской и других епархий. В настоящее время на территории Троицкого собора завершается строительство нового корпуса, в котором будут располагаться воскресная школа, просветительский центр, службы административно-хозяйственного назначения.

Интенсивная реставрация храма не мешает развитию духовной жизни прихода. Настоятель собора игумен Пахомий регулярно проводит занятия с прихожанами, на которых обсуждаются различные темы, касающиеся приходской и общецерковной жизни, благоустройства храма, смысла богослужения, читаются сочинения святых отцов, выдающихся православных мыслителей.

Смоленская церковь Божьей матери Одигитрии

Нарядное здание церкви круглой формы, расположенное позади колокольни Лавры, посвящено Смоленской Божьей Матери Одигитрии. Когда-то на этом месте находилась монашеская поварня, на стене которой крепилась чудотворная икона Богоматери Одигитрии, вырезанная из камня.

По преданию, монастырскому псаломщику в 1730 г. она привиделась во сне, после чего тот исцелился от своего недуга. Этот эпизод получил широкую огласку в обществе, исцелённого псаломщика представили императрице Анне Иоанновне. Она издала в 1735 г. указ о превращении здания поварни в святую обитель. В 1745-48 гг. вместо обветшавшего здания поварни выстроили церковь Смоленской Божьей Матери Одигитрии.

Освящение Одигитрии было совершено в царствование Елизаветы при её личном присутствии в 1753 г. Созданное в стиле елизаветинского барокко святилище единственное в Лавре церковное здание, имеет круглую форму. Весь периметр круглого фасада изрезан 4-мя глубокими нишами, расположенными во всю высоту стен.

Ниши разделены между собой двойными пилястрами, делающие волнообразную форму стен, подчёркнутую изогнутыми фронтонами. Верх здания завершён большим куполом, на котором установлен световой фонарь, увенчанный фигурной главой с крестом. Это чудесный образец архитектуры елизаветинского барокко прекрасно дополнил древний комплекс Свято-Троицкой Лавры. Пережившая 3 реставрации, святыня радует глаз прихожан и посетителей своим праздничным видом.

Основные храмы Троице-Сергиевой Лавры

Вы войдете в Лавру через Святые ворота. Сразу за ней над следующей аркой вы увидите церковь Рождества Иоанна Предтечи – надвратный храм 1693-1699 годов. В те времена это были основные ворота монастыря, но десятилетия спустя обитель обнесли высокими стенами и построили новые ворота.

Миновав арку, вы увидите большой одноглавый Духовский храм. За ним находится Троицкий собор – старейший храм обители, построенный в 1422-1423 годах вместо деревянной церкви, которую, по преданию, построил сам преподобный Сергий. В этом соборе в серебряной раке находятся мощи святого.

Троицкий собор (слева) в Троице-Сергиевой Лавре

Большая церковь с раскрашенными разными цветами стенами слева от вас – Трапезный храм (более правильное название – храм преподобного Сергия с Трапезной), построенный в 1686-1692 годах в стиле нарышкинского барокко – «праздничного» яркого и необычного стиля.

Посмотрите чуть правее: огромный храм – это Успенский собор, самый большой в монастыре. Он был возведен в 1559-1585 годах, и в его оформлении принимали участие самые знаменитые живописцы: Симон Ушаков расписывал иконостас, Дмитрий Григорьев – стены. Первоначально деревянная рака с мощами Преподобного Сергия Радонежского находилась в Успенском храме.

Успенский собор и надкладезная часовня в Троице-Сергиевой Лавре

За Троицким собором находится небольшая площадь. Дойдя до нее вы увидите колокольню – самую высокую в России и барочную надкладезную часовню XVII века, а в центре – под сенью чашу с крестом, где, как и в часовне, можно набрать воду.

Дальше, за колокольней высится церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) – красивое здание в стиле барокко. Правее за оградой, куда доступ простым паломникам закрыт – бывший путевой дворец царя Алексея Михайловича. Правитель частенько бывал в Лавре, поэтому и повелел обустроить себе резиденцию. Сейчас в Царских чертогах находится Московская духовная академия.

Точное время богослужений в разных храмах Троице-Сергиевой Лавры вы узнаете на официальном сайте монастыря.

Духовская церковь

Прекрасный религиозный памятник XV века, образец совместного русского и европейского зодчества. Духовскую церковь строили не только лучшие мастера из Пскова, но зодчие из Европы.

При осмотре храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов можно разглядеть элементы украшений, аналогичных декоративным деталям греческой церкви Пантанассы (Пресвятой Богородицы). Нельзя не залюбоваться архитектурной жемчужиной Свято-Сергиевой Лавры, её декоративным убранством. Восхищают резные узоры по всему периметру цоколя, терракотовые балясины, керамические и поливные изразцы, опоясывающие конструкцию.

В общем, образцом при возведении Духовской церкви послужили формы и пропорции Троицкого собора, поэтому при беглом взгляде можно сказать, что оба святилища очень похожи. Но между ними есть принципиальное отличие: колокольня-звонница Духовского храма расположена на церковных сводах.

В этом заключается уникальность архитектурного памятника, единственно сохранившейся из древнейших объектов в России «церкви под колоколами». Вся изящная конструкция делится на 2 равные по высоте части. Каждая из 4-х сторон нижней части имеет по 3 апсиды по аналогии с Троицким собором. Верхняя часть – 6-пролётная звонница с цилиндрическим постаментом, барабаном, синим куполом и белым крестом.

История

Идея строительства нового собора появилась в 1989 году в честь 1500-летия Автокефалии Грузинской Православной Церкви и 2000-летия Христа-Спасителя. Период, когда национальное движение в Советской Грузии стало мощным. В мае 1989 года под руководством Патриарха Грузии и правительства Тбилиси был объявлен конкурс на проект „кафедральный собор Святой Троицы“. Около ста проектов вошли в первый этап, но победитель не был определен. В итоге был выбран проект архитектора Арчила Миндиашвили. Последующий общественно-политический кризис осуществление проекта задержал на шесть лет и фундамент для храма был заложен только 23 ноября 1995 года. Строительство храма в основном финансировалось за счет частных пожертвований.

23 ноября 2004 года Его Святейшество и Блаженство Католикос Патриарх Всея Грузии Илия II благословил.

Как дойти до Троице Сергиевой Лавры

Железнодорожный вокзал и автовокзал в Сергиевом Посаде находятся на одной площади. Вам нужна Сергиевская улица (если встать к жд вокзалу спиной, она будет идти направо). Идите по ней, сверните налево вместе с ней – и через примерно через полкилометра вы окажетесь на смотровой площадке на Блинной горе. Большинство фотографий Троице-Сергиевой Лавры делают именно с этого места.

Вид на Троице-Сергиеву Лавру с Блинной горы

Перед Лаврой вы увидите место, которое называется Подол. Внизу две церкви: правее — храм Великомученницы Параскевы Пятницы VII века и чуть левее — Введенский храм 1547 года. Справа внизу у речки построена небольшая Пятницкая часовня.

Со смотровой площадки дорожка поведет вас направо, мимо реки. Слева останется Пятницкая часовня. Вам нужно пройти мимо лавок с картинами и сувенирами по туннелю – и вы окажетесь на Красногорской площади у Святых ворот Лавры.

Позади вас в красном кирпичном здании находится информационный центр. В нем можно купить обзорную экскурсию по монастырю. Там же продаются билеты для иностранцев – вход для них платный.

Успенская часовня над колодцем

Невозможно равнодушно пройти мимо необыкновенно красивого сооружения, щедро украшенного лепными орнаментами, белеющими на ярко-розовом фоне стен. Недаром Успенская часовня считается одной из самых красивых в России. Построенная рядом с Успенским собором, изящная и нарядная конструкция часовни, контрастируя пышностью убранства с собором, в то же время удачно дополняет его.

Успенская часовня также визуально связывает два собора: Успенский и Троицкий. Её соорудили в конце XVII века над родником, открывшемся во время ремонта древней паперти. Сначала над родником выстроили деревянный сруб в виде кельи, а позже возвели существующую ныне часовню.

Этот архитектурный памятник – образец ярусного храма по типу московского храмового зодчества (конец XVII в.). На нижнем прямоугольном основании установлено 3 яруса-восьмерика, с изящным куполом и фигурным крестом наверху. Успенской часовней можно любоваться как произведением художественного искусства.

Восхищение вызывает белокаменное кружево искусно вырезанных колонок, обрамляющих окна и двери, гирлянды цветов и плодов, расположенных на них. Внутренняя часть здания представляет собой полностью открытое пространство, с гладкими стенами, без украшений. Внешний облик удивительной Успенской часовни сохранился без видимых изменений, и в этом тоже заключается её культурно-историческая ценность.

История собора

Документально первое упоминание подтверждено в летописи Никоновской 1610 годом. В документе сказано, что Лжедмитрия второго (самозванца, выдававшего себя за сына Ивана Грозного) похоронили рядом с «Соборном храме во имя Живоначальной Троицы».

В 1618 году под управлением Сагайдачного, отряды запорожцев подожгли храм и он полностью сгорел. Храм заново выстроили в 1687 году на деньги Воеводы большого полка боярина Ивана Никитича Романова. Прошли годы и здание церкви обветшало.

Собор из белого камня построила в 1687 году на собственные средства Анна Петровна Хитрово, вдова известного в Калуге Степана Хитрово. Анна Петровна отстроила Святилище в честь памяти о царе Фёдоре Алексеевиче, которому приходилась няней.

100 лет прослужила белокаменная церковь, но и она обветшала. Великая императрица Екатерина II в 1786 году выделила 30 тысяч рублей (большие для того времени деньги) и приказала выстроить новый храм. Троицкий кафедральный собор принял современный вид и был готов в 1811г. Период возведения в 25 лет был вызван необычной конструкцией купола.

Иван Денисович Ясныгин, губернский архитектор и ученик великого зодчего Василия Баженова, работал над созданием огромного купола в семнадцать метров в диаметре без дополнительных опор изнутри. В куполе и заключается уникальность собора византийского стиля. Такой большой купол единственный в России, для примера подобный свод украшает Казанский собор в Санкт-Петербурге, но он меньше на 2,5 метра.

Стены святилища отделали розовым искусственным мрамором, достаточно дорогим материалом. Поэтому за помощью пришлось обратиться к богатым купцам Калуги. Пол сделали чугунным. Плиты привезли с уральских заводов Демидова. Центр храма украсила огромная люстра из хрусталя из стекольного завода Петра Александровича Небольсина.

В колокольне расположились часы с циферблатом, смотрящие по четырём сторонам, которые заказал из Англии купец Чернов. Высота колокольни составляет 70 метров, сверху установлен длинный шпиль.

В 1815г. Троицкий собор освятил архиепископ Калужский и посвящен победе над Наполеоном, возле него обустроили сквер с каменными дорожками и скамейками. Скверу дали название Владимирский в честь посетившего в то время Калугу Великого князя Владимира Александровича.

Внутри святилища, около южных дверей, захоронены три Калужских епископа: Евлампий – 1813г., Николай – 1851г., Григорий – 1881г.

В Троицком соборе два придела:

  • Северный – Тихвинской иконы Божьей Матери;
  • Южный — Калужской иконы Божьей Матери.

После социалистической революции собор закрыли большевики и стали использовать для хозяйственных нужд. Во время Великой отечественной войны святилище сильно пострадало — подожгли изнутри. С 1950 по 1992 год в храме был обустроен спортзал.

С 1992г. Святыню начали восстанавливать. В октябре 1998 г. В соборе побывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он подарил храму чудотворный список Калужской иконы Божией Матери из Троице-Сергиевой лавры.  24 августа 1999 г. Свято-Троицкому собору Калуги присвоен статус Кафедрального собора Указом Святейшего Патриарха.

Рядом расположены достопримечательности:

  • Каменный мост;
  • Гостиные ряды;
  • Калужский объединённый музей — заповедник;
  • Калужский областной художественный музей;
  • Палаты купцов Коробовых;
  • Присутственные места;
  • Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на рву;
  • Свято – Георгиевский собор;
  • Шарик — мемориал к 600 летию Калуги.
Оцените статью