Свято-Троицкий кафедральный собор: духовные услуги и православие в Саратове

Саратов. кафедральный собор троицы живоначальной. Свято-Троицкий собор

История Свято-Троицкой церкви Каменского завода

История основания Свято-Троицкой церкви в г. Каменске-Уральском неразрывно связана с историей Каменского казённого завода и Далматовского Успенского мужского монастыря .

В конце XVII века Россия готовилась к войне со Швецией за выход к Балтийскому морю. В 1697—1700 годах последовал ряд царских указов Верхотурскому и Тобольскому воеводам о поисках железной руды и строительстве железных заводов на реках Нейве и Каменке.

В 1699 году царским указом повелено было Тобольским воеводам Михаилу Яковлевичу и Алексею Михайловичу Черкасским испытать железную руду, добываемую из рудников Далматовского монастыря. Присланный в Москву образец железа оказался весьма хорошим. Вслед за тем речка Железенка, называемая уже Каменкою, с окрестными железными рудниками взята была в казну, и начато строение большого казенного завода с настоящей уже доменной печью, из которой первый чугун пошел в конце 1701 года.

В 1703 году на Каменском чугуноплавильном заводе уже отливались большего размера пушки. Для строительства Каменского завода и выплавки чугуна требовалось много рабочих и деловых людей. Правительством к заводу было приписано более трех тысяч крестьян Катайского и Колчеданского острогов, Камышевской и Багарякской слобод.

В 1701 году при Каменском заводе был построен деревянный храм во имя Трех Святителей, с приделом во имя святого праведного Артемия Веркольского. Этот храм сгорел при пожаре в 1768 году. В 1770 году построен был второй храм с оставлением прежних антиминсов, который так же сгорел во время пожара в 1815 году.

Так как храм был построен из плохого соснового леса то еще в 1790 году было дано разрешение на строительство каменного трех престольного храма с главным престолом во имя Святой Троицы, и двух приделов: южного — в честь Трех Святителей, северного — в честь святого праведного Артемия Веркольского. Строительство церкви возобновилось по новому проекту, В 1805 году были построены и освящены придельные храмы. Освящение основного храма Святой Живоначальной Троицы состоялось в 1813 году.

Вскоре появилась угроза обрушения новой колокольни. Было принято решение произвести реконструкцию всей церкви с возведением новой колокольни на новом фундаменте.

Новые пожары и бедствия

Но печи, несущие в дома тепло и уют, таили в себе и реальную опасность. Вот и в 1712 году выпал у кого-то из-под чугунной заслонки горящий уголёк, и вновь заполыхал Саратов, большинство построек которого по-прежнему оставались деревянными. Этот пожар вошёл в историю как самый страшный и губительный из всех, случившихся в городе со дня его основания.

С болью описывал современник то, во что превратил огонь главную городскую святыню. Кровля, оконные рамы, двери и все прочие деревянные части здания полностью сгорели, остался лишь покрытый копотью каменный остов. Погибло и богатое внутреннее убранство собора, составленное на пожертвования боголюбивых прихожан.

Впрочем, кого на Руси этим удивишь? История большинства старинных храмов – это сплошная череда пожаров и последующих восстановлений. Вот и в Саратове православный люд, погоревав, полез в кубышки за пятаками и гривнами на ремонт святыни. Дело Божие – нельзя отказать.

Новости

Неделя 12-я по Пятидесятнице Собор Саратовских святых

       В храме Святых Царственных   Страстотерпцев иерей Александр Станотин совершил  Божественную Литургию.  На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православия, сохранении Церкви от разделений и расколов, об избавлении народа от коронавирусной инфекции.  По завершении богослужения в

Подробно

Дата: 12.09.2021 22:49

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. День постный.

       В храме Святых Царственных   Страстотерпцев иерей Александр Станотин совершил   Литургию и Славление.  На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православия, сохранении Церкви от разделений и расколов, об избавлении народа от коронавирусной инфекции.  По завершении богослужения

Подробно

Дата: 11.09.2021 22:39

Неделя 11-я по Пятидесятнице Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.

       В храме Святых Царственных   Страстотерпцев иерей Александр Станотин совершил   Божественную Литургию и Молебен.  На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православия, сохранении Церкви от разделений и расколов, об избавлении народа от коронавирусной инфекции.  По завершении

Подробно

Дата: 05.09.2021 22:26

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Агафоника и иже с ним.

          Настоятель иерей Александр Станотин в храме Святых Царственных Страстотерпцев  совершил   Литургию и Панихиду.  По завершении богослужения настоятель обратился к верующим с пастырским словом.   Накануне в храме Святых Царских Страстотерпцев было совершены

Подробно

Дата: 04.09.2021 22:18

Неделя 10-я по Пятидесятнице Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа

        В храме Святых Царственных   Страстотерпцев иерей Александр Станотин совершил   Божественную Литургию и Молебен на начало учебного года.  На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православия, сохранении Церкви от разделений и расколов, об избавлении народа от коронавирусной

Подробно

Дата: 29.08.2021 13:59

Успение Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии.

          В праздник Успения Пресвятой Богородицы  настоятель иерей Александр Станотин в храме Святых Царственных Страстотерпцев  совершил   Литургию и Славление.  По завершении богослужения настоятель освятил коливо и обратился к верующим с пастырским словом.   Накануне в храме Святых Царских

Подробно

Дата: 28.08.2021 13:56

Неделя 9-я по Пятидесятнице Ап. Матфия.

         В храме Святых Царственных   Страстотерпцев иерей Евгений Тюменцев совершил   Божественную Литургию.  На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православия, сохранении Церкви от разделений и расколов, об избавлении народа от коронавирусной инфекции.  По завершении богослужения

Подробно

Дата: 22.08.2021 14:16

История собора во имя Живоначальной Троицы

История Троицкого собора Саратова начинается с переноса города с левого берега Волги на правый. Именно тогда, в 1674-1675 годах была возведена деревянная Троицкая церковь. Престолов в первом деревянном храме было четыре: в верхнем храме во имя Святой Троицы, в нижнем в честь Успения Божией Матери (главный), во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (правый) и во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии (левый). Церковь, как и сам Саратов, неоднократно страдала от пожаров, и в 1684 году сгорела дотла. В следующем году он был восстановлен, но вновь из дерева. В 1695 году после очередного пожара началось строительство каменного здания Троицкого собора в стиле нарышкинского барокко. В 1701 году каменный Троицкий собор был готов.

Пожар 1712 года нанес собору существенный ущерб. При реконструкции, которая шла без малого десять лет, к Троицкому собору были пристроены трапезная, открытая галерея вокруг верхнего храма и колокольня. В 1723 году строительство колокольни и реконструкции в целом была завершена. В середине XVIII века на колокольне установили единственные в городе механические часы с боем. Со значительными перерывами эти часы работали до 40-х годов XIX века.

После строительства Троицкого собора сложилось придание, согласно которому в 1722 году Саратов посетил Пётр I, он осмотрел собор, где тогда заканчивали строить колокольню, и нашёл спящих в тени строителей. Они были собственноручно побиты личной дубиной императора.

В 1774 году храм вновь cгорел (уже четвертый раз, если мы не ошибаемся). По распоряжению императрицы Екатерины II из имущества, конфискованного у пугачёвцев, половина была выделена на восстановление Троицкого собора. Но это не помогло. В 1786 году митрополит Астраханский Антоний прислал грамоту, разрешающую разобрать церковь из-за её ветхости. Троицкий собор был особо любим горожанами, и саратовцы тогда только лишь временно закрыли храм. В 1795 году в нижнем Успенском храме возобновилось богослужение.

В 1798 году на средства саратовского купца М.А. Устинова была проведена новая реконструкция саратовского храма – укрепление здания каменными контрфорсами и устроение в обоих храмах иконостасов. В последующие несколько лет здание трижды охватывал пожар, и в результате сильно повреждённый и обветшавший храм был закрыт.

В 1814 году была завершена очередная перестройка здания, которой руководили архитекторы В. И. Суранов и Н. В. Урюпин. Фасад Троицкого собора был украшен портиком с шестью колоннами. Они весьма органично вписались в нарышкинское барокко, в стиле которого был построен собор.

В 1836 году в Успенском храме на средства купца Ф.Я. Пулькина был устроен правый придел во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1837 году на средства того же Пулькина был создан левый придел во имя апостола Иакова Алфеева, брата Господня, и преподобномученицы Евдокии. До наших дней приделы не сохранились. В 1872 году вокруг собора была установлена ограда. Тогда собор приобрёл практически тот вид, который имеет сейчас. В начале XX века по проекту архитектора В.А. Люкшина были произведены некоторые переделки фасада.

С приходом в страну власти советов, в 1936 году нижний этаж собора использовался под хранилище научных фондов краеведческого музея. С 1937 по 1942 годы богослужения в храме не проводились. За эти пять лет было полностью утрачено внутреннее убранство Троицкого собора, сохранилась лишь настенная роспись. После Великой Отечественной Войны здание храма было передано Православной Церкви.

30 августа 1960 года Собор во имя Живоначальной Троицы был признан памятником истории и культуры общесоюзного значения. В 1972–1976 годах производились реставрационные работы, под руководством ленинградского архитектора Д.Е. Бабенкова : купола собора были покрыты медью и позолочены. Масштабный ремонт аварийного здания собора был начат в 2000-х годах. В ходе реставрации к 2008 году были обновлены колокольня и купола, проведены штукатурные работы, восстановлены кладка и декор. Также была расширена прихрамовая территория. При храме открыта воскресная школа, организована помощь престарелым.

Святыни храма

Не только туристов и меломанов привлекает Саратовский кафедральный собор. По преданию, город был основан московскими стрельцами. Воины принесли с собой хоругвь с образом Спасителя. Эта орифламма некогда вела стрельцов в бой. Позже холст был наклеен на доску и упрятан под серебряный позолоченный оклад. Еще одной святыней собора является чудотворная икона Казанской Богоматери. Не менее почитаемыми являются мощи Серафима Саровского и Феодосия Черниговского. Немало картин представляют художественную ценность. Это чудотворный лик Иверской и Августовской Богоматери, «Скоропослушницы», Троицы, Пантелеймона и «Взыскание погибших».

Восстановление Свято-Троицкого собора

В первые несколько месяцев были собраны около 6 млн рублей на реставрацию храма. Они включали пожертвования от жителей Санкт-Петербурга, Святейшего Патриарха Алексия II и Папы Бенедикта XVI.

Работы по ремонту начались практически сразу. На зиму купола были укрыты от повреждений, после этого начал разрабатываться проект по их восстановлению. Правительство Санкт-Петербурга взяло на себя полную ответственность за восстановление памятника архитектуры.

Решено было соединить деревянные опоры с железобетонными. 27 мая 2008 года была закончена реставрация малых куполов храма.

Немного позже было восстановлено внутреннее убранство церкви и полностью отреставрирован главный алтарь, который был задействован вскоре на Божественной Литургии, возглавленной Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. В 2012 году восстановили придел Святой Марии Магдалины, в следующем году протоиерей Г. Бартов произвел освящение.

Позже сюда привезли часть от мощей Матрены Московской и ковчеги с другими святынями. 2015 год стал датой 180-летия со дня освящения собора. Спустя год свой 130-летний юбилей отпраздновала колонна “Воинская Слава”, без нее уже нельзя было представить общий ансамбль комплекса.

Первое столетие

20 мая 1712 года произошел один из самых страшных пожаров в истории Саратова. Город выгорел весь без остатка. Троицкий собор после пожара выглядел ужасающе. Деревянные пристройки, оконные переплеты, двери, иконы, облачение, утварь — все погибло в огне. На пепелище остался только покрытый сажей каменный остов храма.

В ходе ремонта собора были значительно удлинены трапезные на нижнем и верхнем этажах. Оба храма, таким образом, имеют по две трапезных, соединенных друг с другом арками. Сверху была устроена открытая галерея, в это же время была построена соборная колокольня. Как отмечает В.П. Соколов, «кроме прямого своего назначения — служить местом для подвешивания колоколов, колокольня соборная могла иметь и другое, чисто стратегическое назначение — служить пунктом для наблюдений за движением неприятелей, что в то время было крайне необходимо, так как неприятели (кубанские и крымские татары) даже в 1717 году подступали к Саратову и разоряли его предместья».

Здание колокольни, представляющее собой традиционный восьмерик на четверике, увенчанный восьмигранным шатром, вначале стояло совершенно отдельно и только во время ремонта 1837 года было соединено с храмом. Изящество и легкость колокольне Троицкого собора придают окна в форме равноконечного креста с закруглениями на концах. К средине XVIII столетия на колокольне появились куранты. Вероятнее всего, эта перестройка собора продолжалась до 1722 – 1723 годов. Сохранилось предание о том, что во время своего второго посещения Саратова император Петр I всходил на леса, окружавшие Троицкий собор.

Известно, что Петр I прибыл в Саратов вместе с императрицей Екатериной I 10 июня 1722 г. В Троицком соборе для отправлявшегося в Персидский поход царя был отслужен напутственный молебен. Во второй половине XVIII века Саратов неоднократно страдал от опустошительных пожаров. После пожара в мае 1774 года богослужения в Троицком соборе совершались только в нижней церкви вплоть до 1781 года. К этому времени для отремонтированной верхней церкви мастером Авраамом Степановичем Добрыниным, крепостным крестьянином села Холуй Владимирской губернии, был изготовлен новый иконостас. Кроме этого, мастер по договору с настоятелем собора протопопом Георгием Ивановым написал два храмовых образа: Троицы и Успения, «мерою в аршин».

Летом 1774 года Саратов пережил нашествие Пугачева. Как писал саратовский краевед А.Ф. Леопольдов, заставший старожилов, помнивших явление самозванца, «5 августа Пугачев подошел к Саратову и остановился верстах в трех от города. Шайка его состояла из 300 яицких казаков, 150 донских, около 10000 калмыков, башкирцев, ясачных татар, господских крестьян, холопов и всякой сволочи. Пушек у них было тринадцать… Страх и трепет объял жителей Саратова. Многие скрылись заранее в лесах, ущелиях и на островах Волги, не жалея домов и имуществ, но многие, уговоренные храбрыми сынами отечества, остались в городе и положились на волю Божию…». Первоначальный вид собора значительно изменился на рубеже XVIII – XIX столетий. К этому времени стало очевидным, что его стены нуждаются в укреплении. В 1786 году в стенах собора были обнаружены сквозные трещины. 3 апреля 1786 года губернатору П.С. Потемкину была прислана архиерейская грамота, предписывавшая разборку Троицкого собора и строительство на его месте нового храма.

Саратовцы, успевшие полюбить собор, не торопились с исполнением архиерейского указа. Трещины вроде бы перестали расширяться, и службы в аварийном храме продолжались до 1795 года. 1 мая 1795 года настоятель собора протоиерей Михаил Нилов получил указ из Астраханской консистории о прекращении богослужений и о немедленном начале работ по укреплению храма.

Троицкий собор был запечатан 5 июня 1795 года и оставался закрытым до 1800 года Затем богослужения возобновились, но в мае 1811 года были снова прекращены. Впрочем, и в это время в нем совершались разовые богослужения на Троицу и на Успение, а также во время приезда из Астрахани или Пензы правящих архиереев.

За трещинами в соборе наблюдал специально приставленный комитет из почетных прихожан. В него входили управляющий Саратовской соляной конторой М.А. Устинов и купцы Г.Я. Волков и И.М. Пулькин. Трещины не расширялись. Считая здание достаточно прочным, М.А. Устинов, живший по соседству с собором (ныне в его особняке — областной Краеведческий музей), на собственные деньги подвел под стены, начиная от фундамента, контрфорсы. Для того чтобы здание не казалось уродливым, над ним была построена крытая галерея, завершенная в западной части мощной двухэтажной папертью, увенчанной треугольным фронтоном. Вероятно, в это время «луб и дранье» на крыше собора были заменены кровельным железом.

Чудотворная икона «Избавительница от бед»

Чудотворная икона Божией Матери «Избавительница от бед»

Сегодня в Покровском храме есть много старинных икон, мощи святых. Но есть особо почитаемая реликвия – икона Божией Матери «Избавительница от бед». Она поражает красотой своего теплого письма. Каждое воскресенье после литургии в храме служится молебен с водосвятием, в состав которого входит акафист этой иконе.

У этого образа молятся многие прихожане и часто получают просимое. Об этом свидетельствует множество приношений на иконе. Есть даже иерейский крест, который пожертвовал священник, когда после усердных молитв Богородице у этого образа у него родился ребенок.

– И до сих пор не проходит недели, чтобы кто-то не принес пожертвование в благодарность, – рассказывает настоятель священник Сергий Сивоплясов. – Если бы мы повесили все приносимые вещи, то иконы просто не было бы видно. Поэтому владыка благословил повесить только золотые вещи, а серебро оставить в ризнице храма.

Нынешний настоятель храма священник Сергий Сивоплясов

Когда в советское время стали разрушать храм в местном селе Узморье, женщина по имени Анна, босая, вбежала в церковь прямо по битому стеклу, схватила ближайшую икону и унесла домой. На ее ногах не осталось ни одного пореза. Это оказалась икона Божией Матери «Избавительница от бед». Муж Анны вернулся с войны живой, но весь израненный, без ноги. Всего у них было пятеро детей.

Сегодня Покровский храм прирастает другими церквями. Под его покровительством построен храм в том самом селе Узморье, где когда-то сохранилась икона «Избавительница от бед». Началось строительство храма в селе Квасниковка. Жители долгое время еженедельно собирались под открытым небом, под палящими лучами солнца, в дождь и холод, на молебны о строительстве храма. Наконец, это стало возможно, появился участок, уже возведено здание подсобного помещения. Конечно, есть финансовые трудности. Но с Божьей помощью, как показывает история, всё преодолимо.

Подготовила Елена Смирнова
(при подготовке статьи использованы
архивные материалы, исследования краеведов
и публикации журналистов г. Покровска)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В 1678 году, на месте теперешнего города Покровска (ныне Энгельса) проходил путь доставки соли с озера Эльтон. Постепенно здесь образовалась слобода, которая управлялась по образцу казачьих семей головой и атаманом. Украинские чумаки-возчики соли из Киевской, Полтавской и Харьковской губерний переезжали сюда со своими семьями. И уже к 1770 году построили себе деревянную церковь.

Во время одного из пожаров она сгорела. Но к 1781 году была восстановлена заново – «зданием каменная, с такой же колокольнею крепка…» Престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, одного из самых почитаемых и любимых праздников Русской Православной Церкви.

Тот, первый Покровский храм, выросший на берегу Волги, стал началом жизни будущего города. За слободой укрепилось название Покровская. Скоро при церкви было открыто три училища – мужское (в 1840 году), женское (в 1854-м) и земское трехклассное для мальчиков и девочек (в 1866-м). В 1850 году церковь перестроили в трехпрестольную, возвели каменную колокольню и ограду. Уже через несколько лет община состояла из трех тысяч прихожан.

А 12 июня 1914 года Покровская слобода официально получила статус города и стала называться Покровском. Позже советская власть переименовала его в Энгельс, уничтожив все храмы в городе.

Оцените статью