Троицкий собор: история и обзор Серафимо-Дивеевского монастыря

Свято-Троицкий собор
Содержание
  1. Мощи преподобного Серафима Саровского – Великая Святыня Свято-Троицкого собора
  2. Иконы Свято-Троицкого собора
  3. Икона Божией матери «Умиление»
  4. Параклис. Молебен Богородице
  5. Икона Божией Матери Владимирской Оранской
  6. Икона преподобного Серафима Саровского
  7. Церковь в честь архиепископа на территории Медицинской Академии
  8. Где расположена
  9. Свято-Троицкий собор в Дивеево – история и день сегодняшний
  10. Приглашаем на экскурсии
  11. Храмы и церкви
  12. Благовещенская церковь
  13. Свято-Троицкий собор
  14. Святыни Троицкого Собора.
  15. Исторические сведения.
  16. Золотой храм Хармандир-Сахиб
  17. Описание Золотого Храма Хармандир-Сахиб
  18. Как добраться до Хармандир-Сахиб
  19. Чем прославился преподобный: самое главное
  20. Мощи преподобного Симеона Псково-Печерского
  21. Откуда пошло слово «кром»
  22. Третий собор
  23. Ковчег с частицами мощей преподобных отцев Киево-Печерских

Мощи преподобного Серафима Саровского – Великая Святыня Свято-Троицкого собора

Великая Святыня – мощи преподобного Серафима Саровского тоже покоятся в Свято-Троицком соборе. Рядом с мощами личные вещи преподобного. В лихие для церкви времена они были бережно сохранены, оставшимися в живых, сестрами монастыря. По многим свидетельствам благодать исходит не только от мощей, но и от вещей Святого.

Мощи Серафима Саровского помещены в раку. Рака Преподобного украшена литыми иконами. На крышке образ Саровского Старца в полный рост.

Над ракой воздвигнута дивной красоты сень – навес, поддерживаемый колоннами. Наличие раки и сени свидетельствует о глубоком почитании подвижника.

Современная сень точная копия той, что была в Саровском монастыре. Она прекрасна и величественна: высота более 8 метров, ширина более 3, а глубина 2,5 м. Навес опирается на четыре колонны индийского мрамора. Много икон тонкого письма. Под навесом лампады изумительной красоты. Ажурное литье и колонны позолочены.

Сень вся сияет, она праздничная, нарядная. В ней выражено представление человека о Божественной Славе. О причастности человека к Богу. Такой пример чудесного единения человека и Бога явил своей жизнью Преподобный Серафим Саровский.

Поклониться мощам можно в любой день. Каждый день у мощей преподобного совершается молебен с Акафистом.

В саду за собором есть скульптура Святого Старца. Батюшка окружен зверями, птицами. Он умел общаться с животными, любил их. И они отвечали ему добром. Даже дикий медведь был послушен Серафиму Саровскому. Гостила у него и лисичка. А белки любили подолгу сидеть на его плечах.

Богослужение в Троицком соборе совершается каждый день. А на все большие праздники еще и торжественные богослужения. Он открыт ежедневно с раннего утра и до позднего вечера.

Следующая статья >

Иконы Свято-Троицкого собора

Икона Божией матери «Умиление»

В Троицком, как и любом другом соборе, икон немало. Но самая заветная – икона Божией Матери «Умиление». По преданию Серафим Саровский нашел эту икону в лесу, когда неустанно там молился.

Отче Серафим называл этот образ «Радость всех радостей». Постоянно молился перед этой иконой. И ушел из мира в ночной молитве.

Елеем из лампады неугасимо горевшей перед иконой «Умиление» батюшка помазывал посетителей. Все укреплялись духом и в вере, а больные исцелялись.

В соборе находится современная копия с оригинальной иконы батюшки Серафима, тоже чудотворная. Смысл названия «Умиление» чувство смирения, душевного участия. Лик Богородицы освещен внутренним светом. Она внимает молящимся и прислушивается к сокровенному голосу своего сердца. Икона «Умиление» почитается и католиками.

Существует и особая молитва Божией Матери перед ее образом «Умиление». Молясь у этой иконы просят об избавлении от телесных и душевных болезней детей и взрослых, о зачатии ребенка и удачных родах.

Параклис. Молебен Богородице

Нельзя не сказать об особом молебне перед иконой «Умиление». Каждое воскресенье перед иконой служится Паракслис – особое молебное пение. Молебен Пресвятой Богородице нараспев, по нотам.

Есть оригинальная, не похожая на другие, певческая техника. Такое пение называют знамённым, так как раньше вместо нот использовались специальные знаки – «знамёна». Саровский монастырь славился этим древним православным пением – знамённым распевом. Оно пришло на Русь из Византии, вместе с Крещением.

Преподобный Серафим любил петь по время работы. Его житие свидетельствует, что он знал много церковных песнопений. И будучи насельником Саровского монастыря, пел их именно знамённым распевом.

Преподобный заповедовал исполнять Параклис как в Саровской пустыне. То есть знамённым распевом. Вдумайтесь! Слушая Параклис, сквозь века мы прикасаемся ко времени Крещения Руси.

Икона Божией Матери Владимирской Оранской

Также в соборе находится чудотворная икона Божией Матери Владимирской Оранской. Она создана по образу иконы Владимирской Богоматери, которая является заступницей России. Образ Владимирской Богоматери находится в Успенском соборе московского Кремля.

А первая Владимирская Оранская икона была написана в 17 веке. Богородица указала место, где для иконы построили церковь: в лесу появился сияющий столб света. И позже в том месте, на нижегородской земле, обустроился Оранский Богородицкий мужской монастырь.

Перед иконой Владимирской Оранской молятся об исцелении от немоты, косноязычия, болезней конечностей, глаз, благополучии и укреплении семьи. Милосердная Заступница всем, кто взывает в ней с верой, подает помощь и утешение.

Икона преподобного Серафима Саровского

В центральной части собора находится икона батюшки Серафима. Иконы Серафима Саровского одни из тех немногих, которые писали на основе прижизненных портретов. На иконах преподобный точно такой, каким был при жизни.

На иконе Троицкого монастыря Батюшка уже не молод. Правая рука прижата к сердцу – это знак духовной сосредоточенности, внутренней молитвы. Старец смотрит прямо на молящегося. Взгляд добрый, мудрый и прозорливый. Кажется, что душа каждого для него открытая книга.

К преподобному Серафиму Саровскому обращаются с многими молитвами. Просят направить на путь истинный, обрести душевную устойчивость, о замужестве и укреплении семейных уз, об исцелении и даже об успешном бизнесе.

Много чудес было явлено, многие по молитвам Батюшке исцелились. Но в бизнесе и торговле он помогает не всегда. Только чистым сердцем, тем, кто не отказывает в помощи ближнему и занимается благотворительностью.

Церковь в честь архиепископа на территории Медицинской Академии

Если Свято-Троицкий собор часто называют «храмом свт. Луки» паломники, так как там хранятся его святые мощи, то эта церковь действительно имеет престол, посвященный ему.

История строительства

В Симферополе, на месте нынешней Академии, до революции 1917 г. было женское училище, при котором находилась небольшая церковь Сретения Господня. Она известна с 1870-х гг., но существовала чуть более 60 лет: с 1930 г. ее не стало. Спустя примерно год на месте бывшего училища открылся медицинский институт (ныне академия, часть Крымского Федерального университета). 

Интересный фактВо время своего архипастырства на Крымской земле свт. Лука работал здесь по крайней мере до конца 1940-х, читая лекции студентам, пока власти не запретили ему этого. 

Что до храма, большинство студентов, сотрудников вуза спустя десятилетия даже не помнили, где именно он находился.

Часовня или церковь?

Обретение мощей Крымского святителя как бы всколыхнуло духовную жизнь города. С 2000-х гг. здесь появилась православная община студентов, преподавателей, целью которой были не только дела милосердия, но также воспитание студентов-медиков по заветам свт. Луки, которого верующие чтили как своего небесного заступника. Через некоторое время встал вопрос о молитвенном помещении. Решено было устроить часовню свт. Луки, собрали средства, начали работы.

Все изменилось, когда начали рыть котлован под фундамент. Во время земляных работ строители обнаружили капсулу с грамотой. В ней говорилось, что именно на этом месте 26 апреля 1871 г. заложен храм Сретения Господня, стояло также имя архипастыря, совершавшего закладку – архиепископ Таврический Гурий.Стоит сказать, что находка случилась тоже 26 апреля, 2005 г., впрочем, нового стиля. Однако совпадение дат, а также, конечно, то, что часовня, оказывается, строится на месте бывшего храма, потрясало. Так было решено вместо часовни построить полноценную церковь.

«Пасхальная свеча»

Церковь свт. Луки Крымского, Симферополь

Так теперь именуют этот храм сами медики. Церковь двухэтажная и двухпрестольная. Нижняя церковь, как прежняя на этом месте, посвящена Сретению Господню. Верхняя – свт. Луке. 

Проект здания создал известный крымский зодчий Владимир Григорьевич Кравченко (1942-2019 гг.). Это архитектор, внесший огромный вклад в церковную архитектуру, отмеченный орденами Св. Владимира и прпп. Антония и Феодосия Печерских. Ему принадлежат также проекты:

6 часовен 

6 православных храмов. 

1

Июня
2011 года

Состоялось освящение церкви, колокола для звонницы освящены 25 октября 2016 г.

Сейчас она никогда не пустует: даже когда нет служб, сюда приходят постоять в тишине, помолиться, духовно пообщаться со святителем студенты, преподаватели, работающие врачи, гости города. Вот что говорит один из них, Сергей: «Тихое и очень приятное место. Постояли, помолчали… Очень было хорошо». Среди отзывов бывших здесь есть и повествования о чудесах, как, например, рассказ Олеси:

Церковь Сретения и свт. Луки – в полном смысле храм медиков. Даже настоятель, протоиерей Иоанн Дроздов, закончил этот же вуз.

Сейчас на приходе работают:

  • воскресная школа;
  • группа взаимопомощи для людей, борющихся с зависимостями;
  • общество православных студентов-медиков, носящее имя святого; будущие врачи ведут волонтерскую работу при больницах, хосписе, проводят еженедельные просветительские встречи молодежи.

Святыни

Главные реликвии – икона свт. Луки, а также ковчег с частицей его мощей. Их видит каждый входящий в самом центре церкви, против царских врат. Другой образ святителя находится на престоле.

Приход, состоящий из врачей, работающих и только еще учащихся, сохраняет тесные связи с местом пребывания мощей святого, Троицким монастырем: на день памяти святителя, 11 июня, студенты приносят к раке с честными останками угодника Божия свои медицинские халаты для освящения.

Где расположена

Церковь расположена на территории Академии, которая находится на бульваре Ленина, д. 7.

Посетить храм можно каждый день с 9 ч. до 18. Богослужения совершаются здесь не ежедневно, но только под воскресные, праздничные дни, включая престольные торжества.

Всенощное бдение начинается с 17 ч., литургия – с 8. Кроме этого, служатся

  • водосвятные молебны свт. Луке по четвергам с 10 ч.;
  • панихиды – каждый день с 11 ч.

«Скольких врачей он уже привел под свой омофор! Для скольких еще он станет путеводной звездой!» — так сказал о святителе нынешний митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, освящая колокола церкви Медицинской Академии. Пример жизни угодника Божия до наших дней вдохновляет не одних медиков, но каждого, прикоснувшегося к его святости.

Наталья Сазонова

Свято-Троицкий собор в Дивеево – история и день сегодняшний

Строительство Троицкого собора начато середине 19 века. Он заложен на месте, указанном батюшкой Серафимом по повелению Богоматери.

Строился собор долго. До первого освящения около 30 лет. История собора непростая.

В ней были и периоды величия. И глумления во время построения «нового мира». И счастливое возрождение монастыря, а с ним и восстановление соборов. И радость от упокоения в нем мощей Святого Старца. Некоторые знаковые события в истории Троицкого собора отмечены чудесными явлениями.

Во время строительства, в темное время суток над собором сиял свет. А зимой, когда работы были приостановлены, внутри собора постоянно слышали звуки продолжающегося строительства.

В 19 веке на соборе воздвигали крест. И в это время в небе над ним летали три голубя и три журавля.

Когда уже в наше время собор передали церковной общине и вновь на храм водружали крест, в чистом безоблачном небе сияла яркая радуга.

Собор не только красивое, но и грандиозное здание. Высота 54 метра, общая площадь около 1500 м2.

Троицкий храм в Дивеево и храм Христа Спасителя в Москве построены по проектам одного и того же архитектора. Сходство этих соборов сразу бросается в глаза.

Архитектура собора органично сочетает разные стили: классический, византийский и древнерусский. Служители церкви считают это неслучайным. Уникальный собор олицетворяет единение «всех языков» в Храме Божием во славу Творца.

Над главным входом размещена дивная мозаичная икона «Троица». Сочные красивых оттенков цвета мозаики возможны благодаря использованию золота и драгоценных минералов: яшмы, лазурита, нефрита, бирюзы, тигрового глаза и многих других.

Красота внутреннего убранства собора поражает своим великолепием. Роспись выполнена художниками Троице-Сергиевской лавры.

Собор светится позолотой. Много икон в роскошных окладах, священных изображений. И в то же время, Троицкий собор душевно-теплый, радостный. В нем ощущаешь покой и умиротворение.

Ничто в церкви не бывает случайным, все прославляет Господа. Красота убранства призвана придать земному храму подобие образа небесного храма. Побудить дух человеческий вознестись к созерцанию бесконечной небесной красоты.

Приглашаем на экскурсии

Хотите окунуться в уникальный мир древнерусской архитектуры и истории? Приходите к нам на экскурсию в Свято-Троицкий собор в Пскове! С этим увлекательным путешествием вы сможете изучить историю собора, его архитектуру и роспись, а также узнать увлекательные факты, связанные с его строительством.

Наша экскурсия проводится опытным гидом, который познакомит вас с основными архитектурными особенностями собора. Вы узнаете, какие техники использовались при его строительстве, какие материалы были использованы и как происходило украшение собора росписью. Гид расскажет вам о символике и значении различных элементов архитектуры и росписи.

Вы также сможете посетить интересные исторические места, связанные с собором. Во время экскурсии вы сможете ощутить атмосферу древнего города Пскова и увидеть завораживающие пейзажи вокруг собора. Наш гид расскажет вам увлекательные истории, связанные с Псковом и его достопримечательностями.

Не пропустите возможность посетить Свято-Троицкий собор в Пскове и узнать его удивительную историю! Бронируйте экскурсию сейчас и подарите себе незабываемые впечатления и знания о древнерусской культуре и искусстве.

Ждем вас на нашей экскурсии в Свято-Троицкий собор в Пскове!

Обратите внимание: количество мест ограничено. Предварительная бронь обязательна

Храмы и церкви

Доменико Трезини на протяжении двух лет разрабатывал проект монастырского комплекса. Над воплощением его идеи трудились выдающиеся архитекторы того времени:

  • Теодор Швертфегер
  • Пьетро Трезини
  • Иван Старов
  • Михаил Расторгуев
  • Михаил Земцов и другие мастера

В архитектурном стиле лавры преобладает барокко. Ему соответствуют Феодоровская церковь, Просфорный, Семинарский и Митрополичий корпуса, Благовещенская церковь.

Благовещенская церковь

Свое название она получила в честь церковного праздника, знаменующего получение Девой Марией благой вести от архангела Гавриила о рождении Спасителя. После освящения оно звучит как Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского.

История существования

На верхнем этаже располагался храм Александра Невского, освященный в 1724 году. Именно сюда по распоряжению Петра Великого перенесли мощи святого благоверного князя из владимирской обители, где он был погребен.

В нижнем этаже, в 1725 году, освятили храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, под которым устроили усыпальницу для членов царской семьи и других знатных вельмож. Здесь место упокоения сына Петра I, а также его сестры — царицы Натальи Алексеевны. Надгробия на местах погребения в Благовещенской церкви – искусные произведения мемориальной скульптуры.


В Благовещенской усыпальнице в 1800 году похоронен полководец Александр Васильевич Суворов. Сверху на его могиле простая каменная плита с короткой эпитафией «Здесь лежит Суворов», которую еще при жизни великий полководец избрал сам.

После прихода к власти большевиков здание церкви отошло к различным нецерковных организациям и было сильно повреждено в процессе эксплуатации. В 1940 году Благовещенская церковь полностью отошла в ведение Государственного Музея городской скульптуры и после ремонта открыта для посетителей с 1950 года.

Свято-Троицкий собор

Для центрального сооружения всего архитектурного комплекса немецкий архитектор Теодор Швертфегер создал проект классического однокупольного собора с двумя башнями колоколен, увенчанных шпилями. Но после его возведения оказалось, что конструкция недостаточно прочна и собор разобрали в 1755 году.

Спустя 23 года произвели закладку нового храма по архитектурной разработке Ивана Старова. Торжественное освещение во имя Святой и Живоначальной Троицы произвели в 1790 году, в день памяти святого Александра Невского. В тот же день во вновь отстроенный собор перенесли мощи святого князя, находившиеся до этого в Благовещенской Церкви.

Святыни Троицкого Собора.

Паломники, православные верующие христиане и прихожане знают о том, что именно в Троицком соборе города Пскова существует чудотворные образы, именно поэтому приложиться к ним старается каждый православный христианин.

Имеется также информация о том, что некоторые из святых образов были подарены храму теми или иными правителями, а также святыми Угодниками, а иные же иконы были привезены из разнообразных храмов по всея Руси.

Важно лишь учесть, что каждый образ, хранившийся в Троицком соборе, по сей день проявляет собственную чудодейственную силу, вследствие чего возникает невероятное вера в разнообразную помощь в самых сложных жизненных ситуациях. Высоко почитаемым и святыми образами Троицкого Собора города Пскова является:

Высоко почитаемым и святыми образами Троицкого Собора города Пскова является:

Благодаря тому, что в храме хранятся столь высокопочитаемые святые образы, сюда стекается ежедневно огромное количество паломников, вследствие чего проводятся практические ежедневно литургии и богослужения, разнообразного вида обряды и службы.

Исторические сведения.

В древние времена Троицкий собор города Пскова помогал поддержать дух жителей города, а также его воинов, и в то же самое время в некотором роде именно данные храма выполнял административную функцию.

Из истории необходимо напомнить, что примерно в 16 веке Псков представлял собой торговый город, именно поэтому вблизи храма происходили наиболее известные и важные деяния.

Разнообразные летописи, легенды и предания гласят о том, что вблизи соборов не только принимались наиболее важные решения для города, но и избирались князья того времени.

Троицкий собор города Пскова берет свое начало примерно в 10 веке во времена правления княгини Ольги.

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти:
Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Известно, что именно данная правительница издала указ, дабы возвести первую церковь в городе. Стоит отметить, что в тот промежуток времени православное христианство не было официальным на территории Руси, поэтому можно смело утверждать, что именно Троицкий собор города Пскова является первой православной церковью.

Перед тем, как собор предстал перед нами в привычном для современников виде, ему предшествовали деревянные постройки и три разнообразных храма, которые были возведены из камня.Важно также вспомнить немаловажный факт из истории, что первый каменный собор в Пскове возник примерно в 12 веке согласно приказу Всеволода Гавриила. Именно мощи данного Святого Угодника по сей день хранятся в соборе

Впоследствии примерно в 1363 году собор был разрушен, однако впоследствии был возведен новый, который пострадал от пожара, а уже в 1682 году возвели храм, который лицезреть может каждый современный житель города, а также турист

Именно мощи данного Святого Угодника по сей день хранятся в соборе. Впоследствии примерно в 1363 году собор был разрушен, однако впоследствии был возведен новый, который пострадал от пожара, а уже в 1682 году возвели храм, который лицезреть может каждый современный житель города, а также турист.

Существуют некоторые проекты, которые утверждают, что в восемнадцатом веке была создана специализированная конструкция, дабы укрепить стены Троицкого Соборавследствие чего были возведены боковые галереи.

Золотой храм Хармандир-Сахиб

Золотой храм или Хармандир-Сахиб — это центральный храм (гурдвара) для сикхской религии. Находится на севере Индии в городе Амритсар, штат Пенджап. Каждый день он принимает тысячи верующих и туристов. В выходные дни приходит до 100 тыс. человек. Паломники проходят здесь омовение в священном пруде, на котором расположилась главная постройка.

Создание святыни началось в 1577 г. IV гуру сикхов Рам Дас выкопал водоём, который вокруг себя образовал город с одноимённым названием — Амритсар («источник нектара бессмертия»). По легенде на этом месте медитировал Будда. Местность благословили и началось строительство храма с 1588 по 1604 гг. Главная часть установлена посередине искусственного озера, а остальной комплекс выстроен вокруг него. Завершил работы гуру Арджан Дэв, назвав сооружение Хармандир-Сахиб («Божий Храм»).

Описание Золотого Храма Хармандир-Сахиб

Золотой храм Индии представляет собой огромное строение, изготовленный из мрамора, золота и бронзы. Он располагается в самом центре Амритсара и привлекает огромное число своих верующих, паломников и просто зевак.

На украшение этого храма ушло около 800 кг чистого золота, ведь для сикха это святое место. Золотой храм сикхов – это прекрасная архитектура и уникальная атмосфера. Интересно, что в храме провозглашается единство и равенство всех религий на свете.

Сикхи боготворят свой храм. Сюда могут прийти представители самых разных религий, но предварительно следует обязательно покрыть голову и помыть ноги, демонстрируя уважение сикхам и их вере.

Золотой храм в Индии – необычайно прекрасен. Стены его покрыты золотом, внутренние покои богато украшены золотом и драгоценными камнями. Как у мусульман, храм окружен большим озером.

Как добраться до Хармандир-Сахиб

Храм расположен в Амритсаре, штат Пенджаб.

  • До Амритсара можно добраться на самолете из Дели, что займет у вас около полутора часов.
  • Второй вариант – на поезде. В этом случае на дорогу вы потратите около 10-13 часов, если выберете обычный поезд и около 6 часов, если экспресс.
  • Дорога из Дели до Амритсара на автобусе займет около 10 часов. Из самого города до территории, где расположен храм, ходит бесплатный желтый автобус, правда, на него часто бывают очереди. Если нет желания долго ждать, можно воспользоваться услугами такси или рикши.
  • Поезда из Амритсара ходят довольно часто. На них можно доехать до Нью Дели, Мумбаи, Харидвара, Агры, Джайпкра и др.

Расписание поездов Дели Амритсар

Внимание! Расписание может меняться. Смотрите информацию на официальном сайте (ссылка ниже). Храм расположен в Амритсаре, штат Пенджаб

Храм расположен в Амритсаре, штат Пенджаб.

Чем прославился преподобный: самое главное

Авва Сергий Радонежский известен, как:

  • «игумен всея Руси»; хотя он ушел в леса ради уединенного подвижничества, скоро вокруг него собрались десятки учеников, возник монастырь Святой Троицы (ныне лавра); а спустя уже несколько десятилетий духовные дети святого сами основали 70 иноческих обителей;
  • зачинатель духовного возрождения страны после кровопролитного нашествия монголов; именно оно позволило победить на Куликовом поле, а еще через 100 лет – совершенно прогнать завоевателей; потому предание приписывает преподобному благословение блгв. Димитрия Донского на битву с Мамаем; согласно житию прп. Сергия, он все время сражения непрестанно молился за русских воинов, называя имена погибших, тут же прося Господа об их упокоении;
  • великий чудотворец, молитвенник, удостоившийся посещения Самой Пречистой Богородицы, уже при жизни исцелявший болезни, даже – воскрешавший мертвых; эти чудеса по кончине святого все умножаются.

Сергий Радонежский. Надгробный покров. 1420-е г.г

Мощи преподобного Симеона Псково-Печерского

Будущий святой (в миру Василий Желнин) родился в 1869 году. В 12 лет он впервые побывал в Псково-Печерском монастыре и с тех пор мечтал остаться там навсегда.

Отец хотел женить юношу, но Бог чудесным образом устроил иначе. Некий старец Симеон, которого почитали за блаженного, однажды явился в дом к Желниным и заявил, что пришел сюда умирать. Василий просил блаженного: «Батюшка, благословите меня в монастырь». А тот свернул жгутом веревку и стал бить просителя и гнать на улицу, выгнал за деревню, а потом вернулся в дом, лег на лавку и умер. Всем стало ясно, что блаженный выгонял Василия в монастырь.

Первые годы жизни в Псково-Печерской обители он нес послушание келейника наместника архимандрита Мефодия (Холмского). В 1903 году, после принятия пострига с именем Вассиан, трудился экономом в Псковском Снетогорском монастыре, а потом восстанавливал монастырское хозяйство в Мустищево. «Было очень тяжело. Надо было строить храм, церковный дом, сараи, скотный двор, хозяйственные здания. Наладить землепашество для пользы монастырю. Из лаптей не вылезали», – вспоминал старец. В родную обитель он возвратился нескоро, уже в возрасте 46 лет.

В 1927 году принял схиму с именем Симеон и был назначен духовником братии и паломников. Иеросхимонах Симеон ежедневно молился за Литургией в пещерном Успенском храме. По ночам исполнял келейное правило, а днем принимал братию и паломников, трудился в столярной мастерской.

За великую любовь старца к Богу и людям и за великое смирение открылись в нем дар прозорливости, исцеления душевных и телесных недугов. «Да совсем я не прозорливец. Дар прозрения дает Господь избранным, а мне долголетие помогает, – зашел в дом раньше других, вот и порядки его лучше знаю. Взволнованный человек подобен ребенку, он весь на ладони… А я и мирской круг хорошо знаю, и жизнь прожил долгую. Как же мне не поддержать спутника моего на земной дороге, когда он притомился раньше, чем я…»

Последний урок смирения и послушания явил старец даже в своем преставлении ко Господу. По откровению от Него старец ждал смерти 15 января 1960 года в день памяти преподобного Серафима Саровского. Но наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) забеспокоился, что кончина любимого многими подвижника сделает переполох в праздник Крещения Господня, и поэтому просил старца помолиться Богу об отсрочке преставления. «Ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему», – ответил старец. Он почил в Крещенский сочельник, погребение совершали уже после Богоявления. В монастырь прибыло много духовных чад старца, а отпевали почившего наместник и сорок священнослужителей.

1 апреля 2003 года иеросхимонаха Симеона, отдавшего подвигу монашества 64 года, прославили в лике святых. Его мощи покоятся в Сретенском храме монастыря, и по молитве у них по сей день многие обретают душевный покой и исцеление недугов.

Подготовила Татьяна Уютова

26 марта 2018 г.

Откуда пошло слово «кром»

Крепость Псковского крома видна уже издалека. И когда ты к нему приближаешься, это чувство усиливается многократно. Сколько сил было вложено в его строительство, сколько осад он выдержал!

Кремль — сердце российского города. Псковский кремль называется «кром». В древние времена его написание было «кр’м». Этимологически кром происходит от слова «корм» (карм) — еда. Такие слова, как «корма» (задняя часть корабля, где раньше находился запас еды), «закрома» (склад), «уединенный» (скрытый), «смола» (вне света, скрытый), «скромный». (от «скромный», то есть скудный, на еду) одного корня. В «приставке» хранилось «чрево» — все необходимое для жизни: еда, оружие.

В Псковских летописях иногда встречается архаичная форма слова «кром» — «креом», а позже и «крем». Также есть неточности: «крым», «крам». Недалеко отсюда есть слово «кремль», которое происходит от слова «кромля» — еда. В 14 веке слово «Кремль» использовалось в отношении Московского Кремля, а оттуда оно распространилось по всей России, достигнув в 17 веке в Пскове.

На псковской кроме (как сказать правильно) никогда не жили. До начала XVI века здесь находились личные клетки псковичей, в которых хранилось самое ценное имущество. Рядом находились общественные зернохранилища на случай осады или голода и «зеленое сокровище» — государственные амбары с запасами пороха, ядер и военной техники. Все это богатство охраняли сторожевые собаки. Кража в Кроме считалась тяжким преступлением против государства, караемым смертью.


План города Крома и Довмонта

Третий собор

В 1363 году обрушился свод полуразрушенного храма, а два года спустя на древнем фундаменте был построен третий собор, рассчитанный на почти 250 лет. Об архитектуре первых двух каменных соборов сохранилось больше информации, чем об архитектуре самой первой церкви. Об их внешнем виде можно судить по изображениям, оставленным на старых иконах. Они показывают, что второй храм был одноглавым, а третий состоял из трех глав.

В начале 17 века в городе произошел еще один разрушительный пожар, охвативший также территорию Кремля. Здание собора сгорело почти полностью. Сохранились только могила князя Довмонта и мощи святого Всеволода Псковского. Это были тяжелые времена в истории России, когда государство страдало от нашествия литовско-польских войск и внутренних конфликтов. Русские земли были разорены, денег на капитальную реставрацию собора не было, поэтому храм отреставрировали лишь незначительно.

Вид на северный фасад собора

Ковчег с частицами мощей преподобных отцев Киево-Печерских

Ковчег с частицами мощей святых преподобных отцев, покоящихся в ближних и дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры был доставлен в Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса) в канун праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, 27 августа 2014 года.

Киево-Печерская Лавра – первая монашеская обитель на Руси, основанная преподобным Антонием Киево-Печерским в начале ХI века. Ныне в ней почивают нетленно мощи десятков святых иноков-учеников и сподвижников святого Антония.

Преподобные отцы Киево-Печерской Лавры – покровители монашествующих и помощники всем православным христианам в скорбях и обстояниях. К ним прибегают за исцелением в тяжелых недугах, за помощью во время голода и бедствий, за защитой в борьбе со страстями, за поддержкой в различных делах.

Киевские святые как местночтимые были прославлены в 1643 году митрополитом Петром (Могилой). По его поручению протосинкелл Константинопольского патриархата Мелетий Сириг написал службу «преподобным отцам киево-печерским и всем святым в Малой России просиявшим». В XVIII веке был поднят вопрос об общецерковном почитании киевских святых.

Святейший Правительствующий Синод в 1762 году своим указом (это решение было подтверждено указами 1775 и 1784 годов) разрешил включать в общецерковные месяцесловы имена киевских святых и печатать им службы в месячных Минеях.

Колыбель русской иноческой жизни, Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 году преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, распространяла сияние великих духовных подвигов по всей земле Русской. Монахи Киево-Печерского монастыря стали первыми тружениками русского иноческого подвижничества. Их молитвенные подвиги воодушевили последующие поколения на великие духовные труды.

В условиях строгой монастырской жизни и каждодневных аскетических подвигов иноки Киево-Печерской обители, как «светила, сияли на Руси». «Одни были крепкие постники, другие подвизались в бдении, иные на земных поклонах; иные постились по дню и по два, иные ели хлеб с водою, иные одну вареную зелень или одну сырую», — свидетельствует Киево-Печерский Патерик. 

Оцените статью