История и архитектура Церкви Троицы в Никитниках

Свято-Троицкий собор

Расписание и богослужения

Расписание и богослужения в православном храме зависят от конкретной церкви и ее духовного руководителя. Однако, в большинстве храмов соблюдается примерное расписание богослужений. Вот некоторые из них:

  1. Утренняя служба (утренняя молитва) — это первое богослужение дня и обычно начинается рано утром, примерно в 6 часов. Во время утренней службы читаются псалмы, пения и молитвы.
  2. Литургия — основное богослужение православной церкви. Оно проводится во время святого причастия, обычно в воскресенье и в дни основных праздников. Литургия включает чтение Евангелия, проповедь священника, освящение хлеба и вина и причастие верующих.
  3. Вечерняя служба (вечерняя молитва) — проводится вечером, после рабочего дня. Во время вечерней службы читаются псалмы, молитвы и пения. Она является завершающим богослужением дня.
  4. Панихида — это памятная служба, которая проводится в честь усопших. Она может быть проведена в любое время по запросу родственников или друзей усопшего.

Важно отметить, что расписание может меняться в зависимости от сезона и особых дат, таких как Великий пост, Пасха и Рождество

История Свято-Троицкого собора

История храма началась в 1756 году, когда в память о подвигах лейб-гвардии Измайловского полка освятили храм. Новая обитель не отапливалась, потому богослужения в ней проводились только летом. Здание сильно пострадало от наводнения, случившегося в 1824 г. Спустя четыре года под контролем самого императора начались восстановительные работы. Новый храм строили из камня, но по подобию деревянного сооружения. Первый камень заложили в 1828 г., а спустя семь лет храм освятили. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I. Интересно, что в соборе проводилось венчание Ф. М. Достоевского и Ольги, сестры А. С. Пушкина.

После революции ХХ века храм закрыли в 1938 г. Службы не проводились, хотя осуществлялся ряд реставрационных работ. В здании советская власть устроила склад. Передача собора РПЦ состоялась в 1990 г.

Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге

Строительство часовни

Часовню возвели позже, чем основное храмовое здание – в 1895 г., приурочив ее к двум трагическим и необычным происшествиям в императорской семье. Первым из них является трагедия с поездом в Борках в 1888 году, а вторым – путешествие государя Николая II по Японии, где на него было совершено покушение.

Часовня возведена в том же стиле, что и весь собор – неоклассика с белоснежными стенами и золотыми звездами на синем куполе. Внутри находится царский иконостас, а также несколько больших образов.

Период восстановления

В 2006 году в храме произошел масштабный пожар. Пламя было видно за 20 км. Главный купол, который возвышался над храмом около 170 лет, был уничтожен. Восстановительные работы были начаты без промедлений. Использовались средства, собранные жителями города, выделенные патриархом Алексием II и даже Папой Бенедиктом XVI. Ответственность за проведение работ взяла на себя администрация Петербурга.

Реставрационные работы над малыми куполами завершили весной 2008 года. Позже восстановили центральный алтарь и внутреннее оформление храма. В 2012 г. завершили реставрацию придела св. Марии Магдалины.

В 2006 году в храме произошел масштабный пожар

Современное состояние

Троице-Измайловский собор включен в перечень городских памятников архитектуры. В настоящее время обитель полностью восстановлена, в ней регулярно проводят богослужения. Продолжается благотворительная деятельность. Кроме этого:

  1. В соборе постоянно организовывают паломнические поездки по России и на Святую Землю.
  2. Действует воскресная школа. Здесь проводят чтения для взрослых прихожан.
  3. Под покровительством собора работает приют для сирот, основанный еще императором Николаем I.
  4. Сформирована и действует община православной молодежи.

Сегодняшний день собора

Новая страница в истории Троицкого собора открывается летом 2003 года — с назначением правящим архиереем Саратовской епархии Преосвященнейшего Епископа Лонгина (Корчагина)

Прибыв на кафедру, он обратил самое серьезное внимание на состояние приходских храмов, многие из которых не ремонтировались в течение десятилетий. В 2004 году по благословению Владыки началась капитальная реставрация Свято-Троицкого собора. Работы возглавил настоятель собора игумен Пахомий (Брусков)

Проект реставрации был разработан специалистами Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства Культуры РФ, главный архитектор проекта — Е.К. Рукавишникова

Работы возглавил настоятель собора игумен Пахомий (Брусков). Проект реставрации был разработан специалистами Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства Культуры РФ, главный архитектор проекта — Е.К. Рукавишникова.

За несколько лет была произведена полная реставрация фасадов собора, был воссоздан его исторический архитектурный облик. Заново были выполнены утраченные элементы храмового декора: наличники, сандрики, карнизы. В 2007 году были позолочены оба купола собора, а также изготовлены позолоченные подзоры куполов и четверика. Архитекторами было предложено новое цветовое решение фасадов собора, учитывающее воссозданные элементы декора. Была заменена стропильная конструкция кровли, выполнено ее медное покрытие. Также были покрыты медью выступающие части фасада храма: карнизы, контрфорсы. Полностью были заменены витражи на закрытой галерее, воссоздано мозаичное покрытие пола на открытой галерее. Построена новая ограда храма, возведена трансформаторная подстанция.

Архитектором Еленой Ивановной Марченко был разработан подробный проект благоустройства храмовой территории, который включает в себя не только наружное благоустройство, но и отражает вертикальное планирование и водоотвод с территории. В течение трех лет производился капитальный ремонт внутреннего убранства нижнего Успенского храма Троицкого собора. Храм стал значительно просторнее за счет углубления пола. Потемневшие и осыпавшиеся настенные изображения 60-х годов XX века, не имеющие художественной ценности, были полностью удалены. Мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» под руководством О.Р. Шуркуса были заново расписаны стены храма. Росписи, выполненные в стиле XVII столетия, приблизили интерьер храма к стилю его архитектуры. Артелью иконописцев из Палеха изготовлен новый иконостас, сохранивший основные художественные формы прежнего иконостаса, к которому привыкли прихожане. Палехские иконописцы выполнили также фреску «Гостеприимство Авраама» на фронтоне собора, освященную 24 октября 2008 года.

Росписи, покрывающие своды, стены, проемы окон, придают храму неповторимую красоту. В алтарной части помещены композиции «Собор апостолов», «Великий вход» и «Служба святых отец» с изображением святителей. Над царскими вратами — образ Спаса Нерукотворного. Роспись центральной части храма повествует о последних днях земной жизни Христа; ее сюжеты — моление о Чаше, предательство Иуды, суд, несение Креста и Распятие. Композиции, размещенные на стенах трапезной части, посвящены Богородичным праздникам. Притвор Успенского храма расписан сценами из Ветхого Завета. По древней традиции, на западной стене храма изображен Страшный Суд.

Тему росписи паперти составило предание об основании града Саратова московскими стрельцами и принесении ими из Лавры преподобного Сергия чудотворной иконы Спаса Нерукотворного, поныне пребывающей в Троицком соборе.

10 декабря 2006 года было совершено Великое освящение нижнего Успенского храма Свято-Троицкого собора. Его совершил Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл, неоднократно служивший в Троицком соборе в 1994-1995 годах, когда ему было поручено временное управление Саратовской епархией. Ему сослужили Архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, духовенство Саратовской и других епархий. В настоящее время на территории Троицкого собора завершается строительство нового корпуса, в котором будут располагаться воскресная школа, просветительский центр, службы административно-хозяйственного назначения.

Интенсивная реставрация храма не мешает развитию духовной жизни прихода. Настоятель собора игумен Пахомий регулярно проводит занятия с прихожанами, на которых обсуждаются различные темы, касающиеся приходской и общецерковной жизни, благоустройства храма, смысла богослужения, читаются сочинения святых отцов, выдающихся православных мыслителей.

Архитектура

Троицкий собор построен в духе нарышкинского барочного стиля. Это строение корабельного вида: полукруглое, с алтарным выступом. В центре Восьмерик, устремляется ввысь, как бы ведет за собой четверик, роскошь и грациозность вида растет с высотой.

За несколько лет было проведено полное восстановление фасадов и возвращен его исторический внешний вид. Заново были оформлены детали храмового украшения: обрамления, перекладины, были покрыты позолотой купола. Внесена новая цветовая композиция, заменена кровля и выступающие стороны парадного фасада перекладин и контрфорсов собора на медный материал. Полностью заменены галерейные узоры, восстановлено мозаичное напольное покрытие и сооружена новая ограда.

Лучшая статья для Вас, переходите: Спасо-Преображенский собор Нижний Новгород

Три года проводился капремонт внутреннего помещения, его расширили за счет углубления пола. Изображения шестидесятых годов двадцатого столетия не представляли ценностей и были удалены. Иконописцами Палехской мастерской были расписаны стены. Росписи на сводах, стенах, оконных проемах выполненные в духе семнадцатого века, позволили приблизить строение к архитектурному стилю и придают собору неописуемую красоту.

История

При Императоре Петре I на этом месте стояла деревянная часовня.

Первые храмы

Первый, походный, храм лейб-гвардии Измайловского полка был освящён 12 (23) июля 1733 года, вскоре после прибытия полка в Санкт-Петербург. Походный храм-шатёр устанавливался в летний период ближе к устью Фонтанки, в деревне Калинкиной. В церкви находились иконы, написанные иконописцем И. Г. Адольским (Одольским). Зимой чины полка молились в приходских храмах. После перемещения полка выше по реке, в 1742 году храм был перенесён в деревянную казарму. После очередного переноса, он был заново освящён 8 (20) ноября 1813 года и получил новый иконостас.

1 (12) июля 1754 года епископом Сильвестром (Кулябкой) был заложен новый деревянный пятиглавый храм с приделом мученика Иоанна Воина, освящённый 1 (12) июня 1756 года. Образцом для строительства храма была церковь в имении духовника императрицы Елизаветы Петровны протоиерея Феодора Дубянского Керстово. Образа для храма были написаны М. Л. Колокольниковым. В церкви находились золочёные серебряные сосуды, подаренные императрицей, а также покровцы, вышитые ею.

Богослужения в церкви совершались только в летний период, поскольку храм был холодным. Зимой службы проходили в храме, устроенном в казармах. Церковь сильно пострадала во время наводнения в 1824 году: в храме «вода стояла на три аршина».

Собор

После наводнения архитектору В. П. Стасову было предложено разработать проект нового каменного храма. При этом, образцом должна была оставаться старая деревянная церковь.

Закладку нового храма совершил 13 (25) мая 1828 года митрополит Серафим (Глаголевский). На торжестве присутствовали императрица Мария Фёдоровна и цесаревич Александр Николаевич. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. Стоимость возведения собора составила 3 миллиона рублей. Через четыре года здание было вчерне готово и началась внутренняя отделка. В процессе строительства приходилось восстанавливать сорванный 23 февраля (7 марта) 1834 года бурей купол и переписывать некоторые образа.

25 мая (6 июня) 1835 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) торжественно освятил храм.

В соборе 15 (27) февраля 1867 года состоялось венчание Ф. М. Достоевского с А. Г. Сниткиной, а 6 (18) ноября 1894 года — отпевание А. Г. Рубинштейна.

При храме действовало благотворительное общество, имевшее в своём распоряжении богадельню, приют и бесплатные квартиры. В 1912 году было основано Братство православного воспитания детей.

С июля 1922 года по 1924 год причт собора примыкал к обновленцам

Собор был закрыт 22 апреля 1938 года. Предполагался его снос или перестройка в городской крематорий. Здание храма пострадало в Великую Отечественную войну В 1952—1953 и 1966—1967 годах была осуществлена реставрация внешнего вида. В самом здании находился склад.

Возвращён Русской православной церкви в 1990 году. В 2004 году реставрация была возобновлена.

История

Впервые в документах Троицкий собор в левобережном Саратове упоминается под 1621 годом. Можно предположить, что Троицкий собор второго (левобережного) Саратова был заложен одновременно с крепостью в 1615 году. После переноса Саратова в 1674 г. на правый берег Волги на единственной площади нового города по благословению митрополита Парфения был поставлен деревянный Троицкий собор, впоследствии сгоревший. В 1685 году митрополит Савватий разрешает возобновить Троицкий собор и выдает храмозданную грамоту, после чего храм вновь отстраивается деревянным строением.

В 1964 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к митрополиту Савватию с прошением о разрешении собирать «всякие припасы» для строительства каменного двухэтажного Троицкого собора и Савватий дает на это свое благословение. Следует отметить, что царь Петр 1 в ответ на челобитную соборного протопопа Данилова в 1696 году одарил Троицкую церковь земельными угодьями, по его же указу была приписана к Троицкой церкви и часовня за Московскими воротами. Доходы от земли, умета и 2-х часовен позволили собрать средства на строительство каменного Троицкого собора, заменившего собой деревянный.

В 1697 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к новопоставленному Астраханскому митрополиту Сампсону с прошением о разрешении начать строительство каменного собора. Митрополит дает свое благословение, и в том же году закладывается и отстраивается фундамент собора. В 1698 году было завершено строительство нижнего, Успенского храма. Полностью собор был достроен не ранее 1701 и не позднее 1710 гг.

Таким образом, Саратовский Троицкий собор является единственным архитектурным памятником Саратова рубежа 17-18 вв. и единственным сохранившимся храмом в Саратовской митрополии, построенным в стиле «московского» барокко.

Имя архитектора Троицкого собора остается неизвестным.

В течение 18 века архитектура собора претерпела значительные изменения, которые сделали его облик уникальным. Были проведены две значительные реконструкции – пристройка к западной стороне собора поздней (2-й) трапезной и «устиновская» реконструкция, после чего храм в целом приобрел тот вид, в котором существует и поныне. Чтобы понять, как выглядел собор первоначально, нужно мысленно убрать 2-ю, пристроенную позже, трапезную и крытую галерею, тогда мы будем иметь типичный, ярусный, стремящийся вверх, памятник стиля московского, или «нарышкинского» барокко: алтарная часть, восьмерик на четверике, трапезная. Отличался этот стиль и великолепным праздничным декором и характерным двуцветием, что также нашло свое воплощение в облике Троицкого собора. Однако при этом собор имеет шатровую колокольню, отнести которую исключительно к «нарышкинскому» стилю нельзя. Шатровая форма колокольни Троицкого собора-это исконно русская форма, выработанная деревянным русским зодчеством. Установить точное время ее постройки на сегодняшний день не представляется возможным. Есть основания утверждать, что одновременно с собором была построена лишь нижняя часть колокольни, четверик.

Читать далее…

Центр всех событий

Когда в 1714 году в Петропавловской крепости заложили каменный собор, Троицкая церковь получила временный статус кафедрального собора новой столицы. Здесь в присутствии царя с семьёй и приближёнными совершались все благодарственные молебны по случаю побед, коронаций и других важных событий.

Например, отмечалась Полтавская победа 1709 года и Ништадтский мир 1721 года, когда Россия получила выход к Балтийскому морю, была провозглашена империей, а Пётр I «по прошению сенаторов» принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского.

С крыльца церкви объявлялись новые императорские указы. Здесь же отпевали казнённого в 1718 году царевича Алексея и объявили царевича Петра наследником престола.

Святыни собора

В настоящее время в соборе представлено несколько уникальных святынь, которые привлекают в него большое количество последователей православной церкви и интересующихся туристов со всех уголков страны:

Самая старая в Петербурге икона. Ее возраст составляет свыше 600 лет. Это икона Святой Живоначальной Троицы, созданная в 1406 году.

Первая икона святой Ксении Петербуржской. Она была написана с портрета, сделанного еще при ее жизни.

Частицы мощей трёх святителей — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, а также преподобных Петра и Февронии Муромских Чудотворцев, святой Матроны Московской.

Описание внутреннего убранства собора

Главными опорными объектами внутри храма являются коринфские колонны. Сверху они отделаны белым мраморным покрытием, чтобы соответствовать общему дизайну собора. Центральный купол отличается своим высоким сводом. Стены и потолки украшены росписью художников Т.А. Медведева и А.И. Травина. Полукруглый иконостас также украшен колоннами.

У собора есть военное прошлое, поэтому его стены украшали трофеи, привезенные с русско-турецкой войны. Сохранились мраморные доски с именами героев, отличившихся в бою. За храмом закрепилось негласное второе название — “Болгарский”. Есть мнение, что его построили на деньги благодарных освобожденных болгарских жителей.

Не так давно собор приобрел новые элементы убранства: образа Святых Петра и Павла и Николая Чудотворца, выполненных в мозаике.

Оцените статью