Духовное наследие: свято-троицкая лавра

Свято-Троицкий собор

Духов день и Духовской храм

День следующий после прославления Пресвятой Троицы – тоже праздничный, он называется Духовым днем в память Святого Духа.

Рядом с Троицким храмом стоит посвященный этому событию Духовской храм, по древности он второй в Сергиевой лавре.

Мы любовались им, после реставрации он стал похож изящную резную фигурку из слоновой кости, только цвет ближе к сливочному. Очень красивый, не могли оторваться, щелкая детали его декора.

Он соединяет в одном колокольню и собственно храм, поэтому именуется как-то особенно красиво – “церковь иже под колоколы”. Служила церковь и дозорной вышкой, с нее наблюдали за окрестностями. Это на ее звоннице висел “всполошной” – особый – колокол, который возвещал об опасности во время осады монастыря в 1608-1610гг.

Во время серьезной реставрации церкви в 60-х годах прошлого века, искали в толще стен лестницу, по которой поднимались в старину к колоколам, искали, но – не нашли. Скорее всего звонари прямо с земли раскачивали балку с колоколами приделанным к ней специальным шестом.

Кто-то сравнил эту церковь с русской девицей-красавицей, юной, стройной станом, в традиционном сарафане и с венком на голове. Как вы, думаете, похоже?

Иконы Троицкого собора

Около серебряной раки святого — высокий, пятиярусный иконостас, с него на нас смотрят лики святых. Сорок икон, древнейших в России, за одно лето были написал Андрей Рублев со своими учениками для этого иконостаса. Среди них икона Троицы — великое творение, самое известное в мире произведение русской иконописи.

Что такое православная икона? Это оконце в удивительный мир Бога, мир святости и красоты. Это реальная связь между земной и небесной жизнью.

Перегородка, на которой установлены в определенном порядке иконы – иконостас. Он в православном храме олицетворяет участие в богослужении представителей церкви Небесной – пророков, апостолов, мучеников, которые молятся и с нами, и за нас. Небожители из мира Божественно лицом к лицу стоят к верующим из мира земного.

Игумен Никон, после возведения Троицкого собора, пригласил расписать стены храма и написать его главную икону величайшего художника, причисленного ныне к лику святых, – преподобного Андрея Рублева. Основой послужила библейская притча, как однажды, в полуденный зной, к старцу Аврааму, явились три ангела, в лицах которых воплотился Бог. По рассказу, праведник, вместе с своей женой Сарой, усадив гостей под зелень дубравы Мамврийской, закалывает тельца и угощает странников.

На этот сюжет не раз писались иконы, но на этот раз из-под кисти художника вышло творение совершенно особенное.

На этой исчезли традиционные Авраам и Сара, нет сцены заклания тельца, отсутствует момент самой трапезы. Обозначены только ее атрибуты – чаша и престол, вокруг которых, тихо и задумчиво, сидят ангелы и ведут безгласный разговор. Нежные гармоничные цвета, исходящая от изображения аура спокойствия и умиротворения.

Грациозно склоненные к друг другу головы ангелов, их жесты, сдержанные и плавные, предполагают возвышенный характер беседы… Да, да! Они говорят о спасении мира, ибо он погряз во зле…

Но, вот уже сотню лет разные исследователи и искусствоведы по разному интерпретируют смыслы и символы, заложенные в икону автором, бьются над загадкой ее многогранного содержания.

В Троицком соборе Сергиевой лавры сейчас хранится копия этой иконы, выполненная замечательным художником-реставратором Барановым, а ее подлинник – в Третьяковской галерее.

День Святой Троицы

В православном календаре значится двадцать наиболее важных праздников. В их числе – День Святой Троицы. Праздник, прославляющий Бога в трех его ипостасях. В этот день Дух Святой, посланный Богом, сошел на апостолов. Дата праздника из года переходит, но всегда соответствует пятидесятому дню после Пасхи.

Наши люди этот праздник знают и любят. Даже огородники берут его в расчет, они точно знают, все посадки надо провести до Троицы.

На Троицу украшают храмы свежими зелеными ветвями, травой, цветами. Это в честь тех самых дубов Мамврийских, под которыми патриарх Авраам усадил подкрепиться трех пришельцев.

В лавре отмечают этот праздник особенно торжественно. Сюда съезжаются тысячи христиан, архиереи, бывают заграничные гости – патриархи Поместных Православных Церквей. В этот день во всех храмах Сергиевой лавры проходят службы, а в Троицком соборе, по традиции, совершает торжественное богослужение сам Святейший Патриарх.

Архитектура и внутреннее убранство Свято-Троицкого собора


Монументальный собор увенчан массивным куполом, который покрыт позолоченными листами. Он опирается на высокий барабан, по окружности которого расположено шестнадцать игольчатых окон. Пустое пространство между ними украшено декоративными колоннами. Колокольни, установленные симметрично по обеим сторонам от входа, декорированы полуколоннами, карнизами и капителями. Храмовые фасады окрашены в классические желто-белые цвета и декорированы пилястрами в виде колонн.

Внутреннее убранство собора

Храмовый свод держится на трех монументальных пилонах, которые делают помещение крестообразным и разделяют его на три нефа. Во внутреннем устройстве сочетаются крестово-купольная и базиликальная формы. Одним из главных украшений Троицкого собора является уникальный иконостас, материалом для которого стал белоснежный мрамор, привезенный из Италии. Его автором стал мастер-итальянец А. Пинкетти.

Роспись храмовых стен, дошедшая до современности, была выполнена в 1862 г. художником П. Титовым. Также стены декорированы лепниной, над которой работали Д. Фонтана и Ф. Ламони. На стенах собора можно увидеть шедевры таких мастеров, как Менгс, ван Дейк и Рубенс.

Интерактивная панорама внутреннего убранства Троицкого собора:

Троицкий соборПравославный храм в Санкт‑Петербурге

7.Пожар

30 июля 1988 года мои родители были дома. Проводив, гостившую у нас тётю Свету, мама вышла на балкон. На горизонте пылало алое зарево. «Лёвка, собор горит!» — закричала она, когда поняла в чём дело. Отец пулей взбежал по лестнице. Действительно на чёрном фоне ночного неба выделялось яркое светлое пятно, внутри которого четко просматривался тёмный контур Свято-Троицкого собора, со всех сторон объятого языками пламени. Отцу стало плохо.

30 июля 1988 года. Пожар.

На следующий день его забрали … нет не в больницу, в милицию на допрос. Рассказывая о своих мыслях во время пребывания в КПЗ, отец вспоминал:

Огнём за одну ночь были уничтожены результаты 10-ти летнего труда. После этого у любого опустятся руки, но только не у моего отца. Верующие успокаивали:

В доказательство приводился тот факт, что гореть храм начал с креста! Это чудо, т.к. ни грозы, ни грома, ни молнии в этот вечер не было.

Помню, отец успокаивал себя ещё и тем, что строительные материалы, которые поставлялись на стройку после пожара, были намного лучше, чем те, которые были использованы до 1988 года. Это давало ему силы не очень сильно жалеть о потере и убеждать подчинённых, что «нет худа без добра».

Пришлось всё начинать практически сначала.

Из первых уст вы можете обо всем этом услышать, если посмотрите интервью, которое мой отец дал корреспонденту местной газеты в 2003 году:

В этой статье я рассказал вам о чуде: пожаре, который начался с креста Свято-Троицкого собора. Он был своего рода очищением храма от скверны, накопившейся за годы, прошедшие с революции 1917 года.

У кого пятерка по истории?

Конечно, для тех, у кого история была любимым предметом, я не скажу ничего нового. Хотя всегда полезно покопаться в своей памяти и освежить знания.

Великий князь московский и первый русский царь – Иван Грозный – безусловно, личность в отечественной истории известная. Говорят, личность сложная и противоречивая. Настолько противоречивая, что ее, этой личности, и в природе не было.

А было человек пять разных царей, которые, мол, отличались друг от друга столь незначительно, что впоследствии слились в единый образ не существовавшего человека. Да! И татаро-монгольского ига тоже не было! Ну как у Булгакова – что же это такое, чего ни хватишься, ничего нет.

Но, хотя имеются господа, старательно расшатывающие основы науки исторической, но стоит она пока нерушимо.

А значит, пока не доказано противного, был на свете Иван Васильевич – старший сын Василия III и красавицы Елены Глинской, внук Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора. Это она, Софья, привезла с собой богатейшую библиотеку с древнейшими манускриптами. Однако легендарная книжная сокровищница однажды неведомо куда пропала, ее до сих пор ищут энтузиасты.

Папа будущего Ивана IV, великий князь Василий III больше чем двадцать лет состоял в счастливом браке с Соломонией Сабуровой. Полной гармонии мешало только отсутствие наследников. Как ни молили супруги бога, сколько ни ездили по монастырям, ходили по богомольям, какие ни делали щедрые пожертвования – не помогало.

Немолодой великий князь тогда делает решительный шаг. Несчастную Соломонию, несмотря на ее сопротивление, постригают в монахини. А на освободившееся место великой княгини садится ослепительно красивая шестнадцатилетняя княжна Елена Васильевна Глинская.

Однако наследника молодожен дождался только через четыре долгих года. Родился сын. Ликование было – на всю страну: палили пушки, в церквях молотили во все колокола, в толпу щедро в бросали серебро…

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря стал местом торжественного крещения десятидневного царского наследника. После обряда ребенка положили в раку Сергия Радонежского, словно бы возложили младенца на руки святому. И преподобный опекал и оберегал Ивана Грозного во всей его земной жизни, даже зримо являлся ему в трудные моменты.

И царь всю свою жизнь благоволил к Троице-Сергиеву монастырю, часто приезжал помолиться в его Троицком соборе, заботился об обители и щедро ее одаривал.

5.Ходатайства

Попытки возвратить храм верующим начались сразу после окончания Великой Отечественной войны. Было получено согласие, но оно утонуло в бюрократической волоките. Моршанцы писали во все мыслимые инстанции, включая Хрущёва и патриарха.

Наконец в 1956 году облисполком дал указание на составление проектно-сметной документации. Решено было сначала защитить собор от дальнейшего разрушения, восстановив крышу. Но дальше намерений дело не пошло.

Во время осмотра купола собора

С мёртвой точки дело сдвинулось после публикации 12 декабря 1970 года в областной газете “Комсомольское знамя” статьи доктора архитектуры Пилявского. Он говорил об архитектурной и исторической ценности Свято-Троицкого собора (СТс) и необходимости его сохранения и реставрации.

В 1971 году в Тамбовский облисполком по ходатайству Моршанского городского отдела культуры и городских властей поступила просьба выделить средства на восстановительные работы в храме. Однако реставрационные работы по возрождению начались только через несколько лет.

Добровольца, который взял бы на себя гигантский труд по восстановлению этого уникального сооружения, долго искать не пришлось. Им оказался мой отец, который всю жизнь мечтал об этом. В своё время, работая в Минске, он отказался от комнаты в коммунальной квартире, т.к. понимал, что после этого в Моршанск не вернётся, и его мечта так и останется мечтой.

Святыни храма

Мощи Александра Невского в Свято-Троицком храме лавры

Главной реликвией храма являются мощи святого благоверного князя Александра Невского. До 1922 г. они хранились в роскошной серебряной раке, изготовленной в период с 1750 до 1753 г. Ее пожертвовала собору в 1753 году императрица Елизавета Петровна. Рака в стиле елизаветинского барокко выполнена из серебра, добытого с Колымацких рудников, а ее вес составляет 1,5 тонны.

Рака имеет пирамидальную форму и состоит из нескольких ярусов. В центре второго яруса на барельефе изображен сам князь, который держит в руках знамя. Барельефы по бокам саркофага повествуют о наиболее значимых событиях в жизни святого.

В 1922 году советские власти изъяли раку из собора, и с тех пор она находилась в Эрмитаже, а святые мощи в ковчеге храма.  В мае 2023 года министерство культуры РФ издало приказ о передаче монументального украшения гробницы святого Александра Невского из Эрмитажа во временное пользование на 49 лет Санкт-Петербургской епархии.  Специалисты Эрмитажа будут проводить регулярные проверки раки для мониторинга ее сохранности. Возвращение раки в Троицкий собор планируется провести в несколько этапов до 12 сентября 2023 года.

Фронтон Троицкого собора
Иконостас Троицкого собора

Троицкий собор хранит в себе и другие священные реликвии:

  • Чудотворная икона Богородицы «Скоропослушница Невская». Собор обрел ее в 1958 году, когда его вернули православным верующим.
  • Образ из дерева Параскевы Пятницы. Его передали храму в 1988 году. Существует легенда о явлении образа, корни которой уходят в XVIII век. Согласно ей, пастух из деревни Ильеши Ямбургского уезда увидел девочку, которая сидела на высокой березе. Попытки снять ее с дерева оказались безуспешными, и пастух стал кидать камни, чтобы девочка спустилась сама. Береза сомкнула ветви и спрятала девочку, а когда пастух сходил в деревню за подмогой, под березой нашли деревянный образ святой мученицы.
  • Ковчег с частицами мощей многочисленных святых.
  • Чудотворные иконы: образы Казанской, Иверской и Тихвинской Богоматери, Богородица «Отрада и утешение».

Свято-Троицкий собор преданно чтит зародившиеся в нем обычаи. Еще в XIX веке здесь начали совершать обряды посвящения в духовный сан – хиротонии. В стенах собора были возведены в епископы Патриархи Московские и всея России Сергий и Кирилл.

В начале XX века закрепилась традиция: 7 ноября каждого года, в день, когда скончался Петр Ильич Чайковский, исполнять литургию Иоанна Златоуста, которую написал композитор для смешанного хора.

Другой обычай связан с образом Параскевы Пятницы. Каждый год, перед празднованием Ильина дня 2 августа, икону передают настоятелю Ильинского храма для совершения крестного хода по святыням Волосовского и Гатчинского районов. Он продолжается до 10 сентября, после чего образ возвращают в Троицкий собор.

Символика троицы

Тысячу лет назад случилось непоправимое: здание христианства, казавшееся незыблемым, раскололось. А на его обломках проросли две первые ветви – православие и католичество. И пути восточной и западной церквей разошлись навсегда.

Но осталось между ними и общее – вера в единого Бога, который сотворил мир и человека, живущего в нем. А еще все христианские конфессии твердо знают, что единый Бог в тоже время есть единосущная Троица, представленная в ипостасях Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Словно солнце, состоящее из солнечного круга, света и тепла. Для любого христианина это – символ любви и единства.

Время жизни преподобного – тяжелое время, когда бесконечные междоусобицы разрушали страну, только общая вера объединяла людей.

Если в католичестве царит единоначалие, то душа православия – соборность. А она существует по образу и подобию единства Святой Троицы.

Великий Сергий, собирая воедино русских людей в те далекие времена, учил совместной жизни, объединению перед лицом общих трудностей и проблем, совместной защите своего отечества. Он заложил в глубинные основы нашего национального характера соборное начало. А это то, с чем можно преодолеть любой нравственный раскол в обществе и начать путь национального возрождения.

Вот почему праведник и пророк Сергий посвятил свой храм Троице – “дабы воззрением на нее побеждать ненавистную рознь”.

Троица, единосущная и нераздельная, отразившись в бесчисленных храмах и иконах, стала для древней Руси символом единства страны, духовной общности народа, взаимной любви, готовности к самопожертвованию.

Униженная, обескровленная, стенающая под чужеземным игом, страна понемногу начала подниматься с колен, впереди у нее был долгий и нелегкий путь, с блистательными победами и горькими поражениями.

Более нигде в мире

В своих отзывах люди, побывавших на литургии под сводами Троицкого собора, восторженно пишут о полученном неповторимом и возвышенном настрое, он создается у присутствующих древними духовными мелодиями, исполняемыми в особой певческой традиции Троице-Сергиева монастыря.

Особенный собор, где хранятся мощи Преподобного Сергия, требует особенного церковного песнопения. Монахи и послушники возродили утерянную традицию “знаменного распева” в богослужении, как наиболее соответствующую древней святыне.

Внутри древнего Троицкого собора Сергиевой лавры – полумрак. Свет из узких окон барабана купола, не достигая пола, мягко рассеивается в вышине. Тишина… На стенах – фрески. Но, увы, это уже не росписи 15 века, от них сохранился совсем маленький фрагмент в алтаре. Остальное – за ветхостью – сбили еще в 17 веке.

Внизу, под серебряной сенью на четырех столбах, чеканная, тоже серебряная рака, в ней хранится святая святых собора.

Живая река русской истории

Сегодняшний златоглавый и белокаменный собор отстроил ученик Сергия, Преподобный Никон, в 1422 году.

Каменно-надежный, он, одновременно, устремлен вверх и воздушен. Величественно красив, но при этом очень скромно украшен – его обвивает только поясок из трех лент резного орнамента.

При строительстве Троицкого собора монахи чудесным образом обрели нетленные мощи святого Сергия Радонежского, ставшие основной святыней этого храма, главной святыней всей Троице-Сергиевой лавры, одной значимых святынь всего православия.

За столетия, то прошли со дня смерти Сергия, изменился мир, исчезли почти все материальные свидетельства той эпохи, но остались неизменными чувства, к которыми верующие приходят к гробу преподобного – боль, радость, надежда, благодарность за помощь.

Каждое утро, полшестого, вот уже много веков, в черных длинных одеждах и клобуках сюда собираются монахи на акафист преподобному, поют величественно и строго. Тогда исчезает время, а тебя подхватывает живой поток русской истории.

6.Начало реставрации

Отец вспоминал, в каком виде он обнаружил «объект»:

(Это выдержка из интервью газете «Тамбовская жизнь». Статья И. Овсянникова «Дорога к храму моршанского подвижника» от 06 января 2001 года)

Как ты смогла себя отдать на растерзание вандалам?

Началу работ предшествовал больший подготовительный период: расчистка территории, выкорчёвка деревьев на кровле, высота которых достигала 4-5 метров, очистка вентиляционных и отопительных шахт, проложенных в стенах собора. Мусор покрывал пол трёхметровым слоем! Для его уборки привлекались все: от школьников и студентов, до солдат и пятнадцатисуточников.

Ноябрь 1977 года. Леса из подручного материала

Началась реставрация храма городским отделом культуры в 1978 году.

Деньги на возрождение нашей главной православной святыни моршанцы, по заведенной встарь традиции, собирали всем миром. Различные суммы жертвовали верующие, прихожане собора, руководители предприятий, организаций, причем не только нашего города и района, но и Тамбова, других городов России. На собранные средства были выполнены масштабные реставрационные работы.

Строительные работы, для производства которых требовалось крупное строительное подразделение, оснащённое современной техникой, вёл крошечный ремонтно — строительный участок с помощью списанных токарных и столярных станков и самодельных лебёдок, которыми, между прочим, поднимались двадцатиметровые фермы и полуторатонный крест.

За 10 лет кропотливого труда были заново сооружены большой и малые купола, заменены окна и двери собора, укреплены главные несущие конструкции. Основные строительные работы были близки к завершению.

Оцените статью