Соборы и храмы Сергиевой Лавры: святыни и духовное наследие

Свято-Троицкий собор
Содержание
  1. Паломническая деятельность и экскурсии
  2. Паломничество
  3. Экскурсии по лавре
  4. Экскурсии по лавре
  5. Насельники лавры, причисленные к лику святых
  6. Проект благоустройства Троицкого монастыря
  7. Серапионова палата (западный притвор Никоновой церкви)
  8. Петр и Феврония Муромские
  9. Благоустройство территории
  10. Митрополичий сад
  11. Памятники
  12. Андреевский скит
  13. Кладбища
  14. Лазаревское кладбище
  15. Тихвинское кладбище или Некрополь мастеров искусств
  16. Никольское кладбище
  17. Время потрясений: ХХ век.
  18. Храмы и соборы
  19. Свято-Троицкий собор
  20. Успенский собор
  21. Успенская часовня над колодцем (кладезем)
  22. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов
  23. Михеевская церковь
  24. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии
  25. Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи
  26. Церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой
  27. Церковь преподобного Никона Радонежского
  28. Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
  29. Колокольня
  30. История Троице-Сергиевой лавры

Паломническая деятельность и экскурсии

Паломничество

В ходе этих поездок при помощи православных гидов проходит знакомство со святынями:

  • Иерусалима
  • горы Афон
  • Египта и Палестины
  • Греции и Кипра
  • Черногории и Сербии
  • европейских государств

Паломнические туры дают возможность лучше познакомиться с православной церковной культурой: узнать историю святынь, поучаствовать в таинствах.

Экскурсии по лавре

При участии центра проводятся экскурсии по Санкт-Петербургу, а также непосредственно по монашеской обители. Посетители узнают об истории лавры, чудотворных иконах, почитаемых святых, настоятелях и подвижниках.

На выбор доступны:

  • Обзорная экскурсия с посещением действующих храмов и Свято-Троицкого собора, а также с подъемом на колокольню, которая в обычные дни открыта только для звонаря.
  • Тематические экскурсии по монастырю с рассказом о чудотворных иконах или посещением концерта церковной музыки.
  • Некрополь мастеров искусств с посещением захоронений выдающихся деятелей культуры и искусства.
  • Некрополь XVIII века с посещением захоронений архитекторов, внесших вклад в облик Санкт-Петербурга, ученых, других знаменитых петербуржцев.
  • Благовещенская усыпальница с посещением могилы А. В. Суворова.
  • Музей Александро-Невской лавры, в котором собраны экспонаты и артефакты, отображающие жизнь обители за всю ее 300-летнюю историю, иконы, утварь, церковное облачение.

Экскурсии по лавре

Их устраивает паломнический центр обители. Экскурсионные программы ведут профессиональные гиды, а также насельники монастыря. Иностранных гостей обычно сопровождает священнослужитель. Во время экскурсии можно посетить лаврские храмы, узнать о ее истории.

Телефон паломнического центра: +7 (812) 274 16 12

Вся история лавры делом отвечает на когда-то заданный Петром I вопрос о монашестве: «Что же прибыль обществу от сего?». «Прибыль» великая, пусть не материальная. Иначе не шли бы паломники к древним и новым святыням, к мудрым старцам, которые доныне возвещают волю Божию тем, кто готов ее принять.

Наталья Сазонова

Насельники лавры, причисленные к лику святых

Потрясения XX в. с неожиданной силой обнаружили духовную высоту многих насельников монастыря, доселе скрытую под спудом «обязательной» миссионерской или просветительской, административной деятельности, которой требовало от лавриотов государство. Ныне угодниками Божиими почитается множество насельников, а десятки новомучеников, исповедников из числа братии пока не прославлены. Некоторые из числа чтимых святых совершали свой незаметный подвиг во времена общего обмирщения XVIII в., и он признан Церковью лишь сравнительно недавно. Среди чтимых святых:

  • свтт. Иннокентий (Кульчицкий) и Софроний (Кристалевский), призванные в обитель по велению Петра I как одни из «лучших», образованных иноков; их подвигом стало миссионерство в Восточной Сибири, где свт. Иннокентий окончил свои дни как Иркутский архипастырь, а свт. Софроний сменил собрата на этом многотрудном поприще (1753-1771);
  • прп. Феодор Санаксарский, дядя блестящего флотоводца Феодора Ушакова, проживший иноком 45 лет (скончался в 1791 г.);

Сщмч. Владимир (Богоявленский)

  • свтт. Владимир (Богоявленский), первый из архипастырей, ставший новомучеником после начала революции (1918), Серафим (Чичагов), Прокопий (Титов), Виктор (Островидов), Вениамин (Казанский), Григорий (Лебедев); все эти архипастыри, выходцы из лавры, взрастившей множество достойных епископов, приняли мученическую кончину от рук безбожников; 
  • священномученики Иннокентий (Тихонов) и Серафим (Вавилов); оба приняли постриг во время послереволюционных гонений, понимая, что их ждет мученичество; оба расстреляны за свою веру (1937-1938);
  • прп. Серафим Вырицкий, насельник лавры с 1920 по 1930 г., затем –один из великих духовников, старцев, любимых верующими; в 2007 г. в лавре появился еще один домовой храм, при братском Феодоровском корпусе, посвященный преподобному.

Проект благоустройства Троицкого монастыря

Проект благоустройства Троицкого монастыря. Макет

5 мая 2010 года по инициативе Московской творческо-экспериментальной мастерской под руководством Ю.Д. Воробьева и при участии и содействии Смоленской Администрации и Смоленской епархии на территории Троицкого монастыря города Смоленска состоялась торжественная церемония презентации “Проекта благоустройства Троицкого монастыря”. Проект осуществляется в рамках подготовки празднования 1150-летия города Смоленска.

Данный историко-архитектурный проект организован силами Ю. Д. Воробьева, директора Института проблем управления при РАН в городе Москва, и специалистов его творческо-экспериментальной мастерской.

Серапионова палата (западный притвор Никоновой церкви)

С правой стороны Троицкого собора расположено небольшое строение зелёного цвета на 3 окна. Это церквушка носит название Серапионова палата, являясь приделом Никоновской церкви. На этом месте находилась келья Сергия Радонежского, в которой он согласно преданию, беседовал с Божьей Матерью.

Именно здесь построили придел и назвали его в честь Серапиона, архиепископа Новгородского, чьи мощи похоронены в часовне. Кроме Серапиона, в приделе нашли упокоение митрополит Московский Иоасаф и Дионисий Радонежский – настоятели Лавры. Прихожане, желающие посетить Серапионову палату, должны получить разрешение служителя и группой из 30 человек войти в придел.

Когда в 1905 году пол облицовывали метлахской плиткой, нарушили достоверное размещение надгробий настоятелей. Чтобы восстановить первоначальное положение, в 2006 году плитку убрали, обнаружили склепы в других местах. После этого решили не переносить склепы с мощами, отметив их священными камнями.

Несмотря на малые размеры, Серапионова палата богата артефактами. В ней хранятся почти 500 православных святынь. Здесь можно увидеть десницу св. Стефана, крест с частицей крови Христа, кусок ткани покрывала Богородицы, мощи Андрея Первозванного и другие. Все святые реликвии размещены под стеклом в золотых и серебряных раках.

Русский Дворик

Всего в 300 метрах от Троице-Сергиевой лавры

9,0
Хорошона основании 1 258 отзывов

Забронировано сегодня 6 раз

Показать цены

Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543

Посадский

Бесплатная парковка, завтрак шведский стол

8,5
Хорошона основании 695 отзывов

Забронировано сегодня 3 раза

Показать цены

Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543

Трикотажка дом

6 семейных номеров по дизайн проектам 6 авторов

9,0
Хорошона основании 75 отзывов

Забронировано сегодня 3 раза

Показать цены

Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543

Петр и Феврония Муромские

На площади около монастырей установлен Памятник Петру и Февронии Муромским, покровителям любви и брака. О жизни и смерти этих святых, а также истории «Дня семьи, любви и верности», который отмечается 8 июля, мы уже писали в посте «Праздник Петра и Февронии: история и традиции». А вот о том, как их мощи оказались в Свято-Троицком монастыре, следует рассказать отдельно.

Первоначально мощи благоверных князя Петра и княгини Февронии покоились в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, построенного над их мощами царем Иваном Грозным в 1553 году. Мощи святых находились в кипарисовой раке, изготовленной позднее, в 1797 году, в приделе верховных апостолов Петра и Павла. Рядом с собором стояла деревянная церковь благоверных Петра и Февронии, разобранная в конце XVIII века, чтобы освободить место для колокольни. Собор, по описаниям, отличался красотой и богатством.

После революции Богородице-Рождественский собор, как и большинство других церквей в России, был разграблен, часть церковной утвари была перевезена в местный краеведческий музей. Туда же в 1921 году были перевезены и мощи Петра и Февронии и выставлены для всеобщего обозрения. В 1924 году собор был закрыт, а в 1934 году передан военному ведомству. В 1939 году стены собора разобрали, колокольня простояла чуть дольше, т.к. она использовалась в как пожарная каланча. Однако затем была уничтожена и она. Ныне на месте собора — Окский парк.

Муром, собор Рождества Богородицы, фото конца XIX веке (из Википедии)

19 сентября 1992 года мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии были перевезены в Троицкий собор Свято-Троицкого женского монастыря. И сегодня сюда приезжают с молитвами о любви и браке.

Благоустройство территории

Благоустройство вокруг монастыря продолжается до настоящего времени. В 2016 году объявили конкурс проектов по реставрации Митрополичьего сада – ландшафтного памятника всего монастырского комплекса.

Митрополичий сад

Расположен он вблизи Митрополичьего корпуса и реки Монастырки. В 1723 году немецкий архитектор Теодор Швертфегер разработал проект парка, началось его обустройство: организовали оранжереи, высадили множество плодоносных деревьев и кустов, проложили радиальные дорожки.  В середине парка вырыли пруд, вода из которого стекала в канал, соединяющий Черную речку с Невой.

Территорию парка закрыли вместе со всем лавровым комплексом и полностью изъяли его у Русской Православной Церкви, сад вырубили. Вновь воссоздали его в 50-е годы прошлого века, но еще долго он оставался в запустении.

В 2001 году на основании Постановления Правительства России парк объявлен объектом культурного наследия Федерального значения. В 2012 году его снова передали в ведение Русской Православной Церкви, там начались работы по благоустройству.

Планируется восстановить историческую планировку сада, высадить новые фруктовые деревья, укрепить подпорную стенку набережной Монастырки.

Памятники

На территории лавры в последние годы установлено несколько памятников работы скульптора Эвелины Павловны Соловьевой.

  • 2000 лет от Рождества Христова. Это без малого 7-метровый монумент с изображением молящейся Богоматери, напоминающий гранитную часовню на ступенчатом основании.
  • За веру Христову пострадавшим. Гранитный крест высотой 2 метра, заключенный в круг, установлен в память о мучениках, принявших смерть во имя Христа. На монументе лик Спасителя и слова: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы».
  • Поклонный крест в Митрополичьем саду. Его установка ознаменовала 5-летний юбилей воссоединения русской и зарубежной Православной Церкви.

Помимо этих монументов, в день 300-летнего юбилея Александро-Невской лавры, 12 сентября 2013 года, закрепили еще один памятный знак. Это рельефное бронзовое панно, украшающее Просфорский корпус. Оно символизирует историю возникновения обители.

Андреевский скит

В десяти километрах от Санкт-Петербурга, на Агафоновом лугу, который находится около деревни Коркино, расположился скит имени святого апостола Андрея Первозванного.

Это место для уединенных молитв выбрано не случайно: здесь проходит Дорога смерти, ведущая к Невскому пятачку.

А по церковному преданию через Агафонов луг когда-то проходил конный путь апостола Андрея. Доказательством этого считали огромный валун с отпечатком подковы. Считалось, что этот след от копыт апостольской лошади. За этим валуном закрепилась слава обладающего исцеляющей силой. Но во времена гонений на церковь камень уничтожили, расколов на три части. На лугу осталась только одна из них. Около этого валуна летом 1996 года и закрепили поклонный крест.

Андреевский скит стал первым, основанным в 1998 году, при возрождении монастырской обители. На территории скита построена церковь имени преподобных Зосимы и Савватия, в которой проводятся регулярные богослужения. А также деревянная колокольня с 5-тонным колоколом.

Строительство и обустройство скита продолжается по сей день. Ждет своего воплощения в жизнь спроектированный каменный собор.

Кладбища

В границах монастырского комплекса расположено несколько кладбищ с усыпальницами выдающихся деятелей науки, искусства, культуры, политики и государства.

Лазаревское кладбище

Старейшее из сохранившихся в Санкт-Петербурге: его заложили еще в начале строительства монастыря. Служило оно местом погребения городской знати и представителей княжеских сословий.

Именно поэтому с самого начала захоронений практически все усыпальницы и надгробия на кладбище – настоящие произведения мемориального искусства: каменные или чугунные надгробия с колоннами, скульптурами, гербами, художественной резкой и лепниной. В 1717 году освятили церковь, основанную на кладбище во имя Святого Лазаря.

Здесь похоронены архитекторы, принимавшие участие в создании облика Санкт-Петербурга и Александро-Невской лавры. Среди них:

  • Дж. Кваренги
  • К. И. Росси
  • А. Н. Воронихин
  • И. Е. Старов

На Лазаревском кладбище находится могила ученого, академика М. В. Ломоносова с установленным надгробием в виде мраморной стелы. Памятник установил граф Михаил Воронцов, являющийся покровителем и другом ученого.

Тихвинское кладбище или Некрополь мастеров искусств

При открытии именовалось Новым Лазаревским, так как расположилось напротив самого старого – Лазаревского. В 1873 году здесь освятили церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери, и кладбище переименовали в Тихвинское.

Здесь погребены известные творческие люди – величайшие писатели, композиторы, актеры, художники:

  • Ф. М. Достоевский
  • П. И. Чайковский
  • И. А. Крылов
  • И. И. Шишкин и многие другие гении культуры и искусства

Никольское кладбище

Его основали в лавре третьим по очереди, в 1861 году, и освятили на его территории церковь в честь святого Николая Чудотворца. Здесь похоронены многие представители лаврского духовенства и известные люди своего времени. Например, первый мэр Санкт-Петербурга А. А. Собчак.

К концу прошлого века территория кладбища оказалась сильно запущенной и разрушенной, многие могилы были разорены. За последние годы там провели восстановительную работу, сейчас кладбище действующее, в церкви регулярно проводят богослужения.

Время потрясений: ХХ век.

К началу XX в. монастырь, где подвизались уже более 130 монашествующих, был одним из самых богатых, кроме того, славился своими святынями, уникальной историей. Лавра, как задумывал основатель, Петр I, несла громадное социальное служение, тратя на благотворительность большую часть своих немалых доходов: здесь работала (еще с 1714 г.) богадельня для увечных воинов, «Дом призрения» бедных, монахи помогали женскому епархиальному училищу. А когда началась 1 мировая война – отправили на фронт передвижной госпиталь, еще один – открыли на территории обители.

Так встретила лавра 1917 год. Конечно, новая большевистская власть не могла не подвергнуть гонениям обитель, настолько тесно связанную со «старым режимом». Сначала забрали все помещения, кроме церковных, затем пришел черед храмов, вскрытия, «реквизиции» мощей блгв. Александра Невского, которые оказались в музее, наконец – разорения уникальных лаврских кладбищ, хранящих память об истории страны.

Сложной оказалась также духовная обстановка в монастыре: с 1922 г. его захватили сторонники обновленческого раскола, которым добровольно подчинились многие насельники. Только через год лавриоты смогли вернуться к Патриаршей Церкви.

А ночью 18 февраля 1932 г. монашеская община прекратила существование, так как были арестованы все братия, еще остававшиеся на свободе. 

Началось тяжкое время гонений, разрушения памяти об истории монастыря, города: помещения обители заняли различные советские учреждения, общежития. Многие из них продолжали действовать здесь до начала 2000-х гг.

Тем не менее, с 1957 г. удалось вернуть Троицкий собор, где возобновились регулярные службы, хотя он считался тогда приходским храмом. Только с 1996 г. началось возрождение иноческой жизни, а 18 апреля 2000 г. восстановленной лавре были переданы все отобранные ранее здания. Время гонений закончилось. 

Храмы и соборы

Свято-Троицкий собор

Самая старинная церковь на территории лавры – Троицкий собор, ставший первым каменным сооружением на территории обители. Возвели его при Никоне Радонежском в 1442 г. на месте деревянной церкви. Во время строительства были обретены мощи Сергия Радонежского. К Троицкой церкви было особое отношение у московских князей. Здесь происходили обряды крещения престолонаследников, скреплялись договоры. Благословения перед походом в стенах храма получил Василий III, молился здесь после взятия Казани и Иван Грозный. В Троицком соборе крестили в первой половине XVI столетия долгожданного сына Василия III. На протяжении всей жизни Иван Грозный был частым гостем в монастыре. Приезжал сюда уединиться, возвести молитвы к Богу.

Успенский собор

Собор Успения Божией Матери – самый большой на территории лавры. По приказу Ивана Грозного в 1559 г. был заложен первый камень храма, но он умер, так и не увидев готовый собор. На возведение храма понадобилось 26 лет. Впоследствии он стал усыпальницей московских митрополитов.

Успенская часовня над колодцем (кладезем)

В середине XVII ст. на юго-западной стороне Успенского собора забил святой источник. В честь этого знаменательного события возвели Успенский кладезь с часовней.

Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов

Второй по возрасту считается церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Возведена она была во второй половине XV столетия. Проектом занимались мастера, прибывшие из Пскова. Позднее у северной стены появился придел, сооруженный над могилой философа и писателя Максима Грека.

Михеевская церковь

В начале XVIII в. появилась Михеевская церковь (Церковь Явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами Преподобному Сергию Радонежскому). Располагается она около входа в Трапезный храм, в северо-западной части.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии

Красивая 8-гранная Смоленская церковь в барочном стиле возводилась на пожертвования графа Разумовского. Согласно одному из преданий, строительство ее было приурочено к тайному венчанию графа и императрицы Елизаветы.

Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи

В 1699 г. возвели надвратную 5-главую церковь Рождества святого Иоанна Предтечи. Средства на строительство выделены купцами Строгановыми. Храм был восстановлен в 1975 г. и с тех пор здесь ежедневно проходят богослужения

Церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой

В южной части территории лавры возвышается церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой. Высокое строение выполнено в стиле московского барокко и богато украшено, как снаружи, так и внутри. Строительство церкви велось с 1686 по 1692 г.

Церковь преподобного Никона Радонежского

В XVI ст. возведена церковь во имя преподобного Никона Радонежского. Позднее к зданию пристроили Серапионову палату.

Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

В западной части территории лавры находится единственный шатровый храм в комплексе в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Колокольня

На северной стороне Соборной площади Троице-Сергиевой лавры возвышается колокольня (середина XVIII в.). После ее строительства монастырский ансамбль получил логическое завершение.

История Троице-Сергиевой лавры

Сергий Радонежский со своим старшим братом Стефаном, в то время являвшимся иноком Покровского Хотькова монастыря (в этой обители родители братьев приняли постриг), в 1337 г. начали обустраиваться на холме Маковец. В истории монастыря эту дату начали считать годом основания.

Первое сооружение, построенное братьями на юго-западе холма – деревянная церковь, освященная в 1340 г. во имя Святой Троицы. Позднее вокруг нее появились немногочисленные кельи. Спустя некоторое время Стефан покинул брата и ушел в Богоявленский монастырь. Сергий Радонежский пробыл в одиночестве недолго, пустые кельи скоро заняли странствующие монахи. Пустынь стала именоваться особножительным монастырем, а через несколько десятков лет в нем появился общежительный устав.

Территория обители условно разделялась на 3 части: оборонительную, общественную и жилую. В центре возвышалась церковь Святой Троицы, кельи, окружающие трапезную, а на заднем дворе были хозпостройки и разбиты огороды. Территорию оградили деревянным частоколом, над воротами появилась еще она церковь, освященная в честь Дмитирия Солунского. Первые несколько лет игуменом обители был Митрофан, который и провел постриг Варфоломея и нарек Сергием.

Сергий Радонежский стал игуменом монастыря после смерти Митрофана. С этого времени Троицкий монастырь превратился в центр духовной жизни русских земель. За благословением к Сергию перед сражением с Мамаем приезжал сам князь Дмитрий Иванович. Иноки принимали участие в Куликовской битве, хотя это и было нарушением устава, монахи получили благословения преподобного Сергия.

За годы правления Сергий сделал много для монастыря, но здоровье начало подводить преподобного. За 6 месяцев до кончины он передал управление обителью своему верному ученику Никону Радонежскому. Умер Сергий в 1380 г.

Троицкий монастырь практически полностью был уничтожен во время набега войск хана Едигея (1408). Вскоре самые неприятные события остались в прошлом и начался расцвет обители. На протяжении нескольких веков монастырь считался центром культурного и религиозного развития Российского государства.

С 1540 по 1550 гг. вокруг территории обители шло строительство белокаменной стены, протяжность которой составила 1500 м. В оврагах на северной, восточной и западной сторонах были устроены запруды, а с южной – перед стеной выкопан огромный пруд.

В середине XVI ст. Троицкий монастырь получил статус архимандрии, а к концу века превратился в самую крупную обитель на территории России.

Смутные времена для монастыря наступили в 1608 г. Обитель 16 месяцев находилась в осаде, устроенной польско-литовскими войсками. Несмотря на все тяжести монастырь выстоял, превратившись в один из оплотов Минина и Пожарского.

Последний враг появился у монастырских стен в 1618 г., был это польский королевич Владислав. После начался период расцвета.

За монастырскими стенами укрывались в смутные времена царевна Софья Алексеевна, царевичи Иван и Петр, а в 1689 г. Петр I бежал сюда из Москвы. Во времена его правления на территории монастыря построена Трапезная церковь.

В 1699 г. на средства, пожертвованные Строгановыми, возвели надвратную церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Во времена правления преемников Петра Великого особого внимания монастырю не оказывалось, и лишь после того, как на престол взошла Елизавета начался новый период расцвета: открылась духовная семинария, а в 1744 г. Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус лавры, а его главой стал Митрополит Московский.

В 1745 г. начались масштабные работы по реконструкции лавры. Все здания выкрасили в яркие тона, которые больше подчеркивали белизну декора в виде лепнины. Внешний и внутренний облик монастырских построек ничуть не уступал в роскоши царским дворцам.

Во второй половине XIX ст. лавра владела огромными земельными угодьями, вела торговлю солью, предметами быта, деланными в местных мастерских, и зерном. В начале XX в. на территории обители заработали типография, торговые лавки, открылись новые мастерские и гостиница для паломников.

С приходом советской власти жизнь в монастыре закончилась: монахов выгнали, а храмы и соборы закрыли. В некоторых постройках разместились клубы, зернохранилища и конюшни.

Возобновились службы в Успенском соборе только в 1946 г.

Масштабные восстановительные работы и реконструкция на территории Троице-Сергиевой лавры началась в начале 90-х гг. прошлого века. После окончания у главных ворот торжественно открыли памятник Сергию Радонежскому.

Оцените статью