- Духовно-просветительская и общественная жизнь лавры
- Духовно-просветительский центр Святодуховский
- Вокальный мужской ансамбль
- Мастерские
- Монастырская трапезная
- Расписание богослужений
- Историческая хронология
- Во время правления Петра I
- Развитие проекта после смерти Петра
- Советский период
- После распада СССР
- Архитектура, убранство и устройство собора
- Состояние некрополей
- Казачье кладбище
- Основные религиозные обряды и мероприятия
- Церковные праздники и службы
- Поминальные обеды и поминовения
- Некрополи: Лазаревское, Тихвинское и Никольское кладбища
- Развитие монастырского комплекса
- История Александро-Невской лавры
- Основание и первые годы
- Развитие лавры под правлением Петра I
Духовно-просветительская и общественная жизнь лавры
Деятельность обители не ограничивается непосредственно религиозной направленностью, она разносторонняя и многогранная. В составе лавры много подразделений, осуществляющих творческую, созидательную, образовательную работу.
Духовно-просветительский центр Святодуховский
Центр ведет активную просветительскую деятельность с 2003 года. Его работа охватывает организацию различных мероприятий:
- огласительных бесед и образовательных курсов прихожан
- экскурсий и музыкальных концертов
- традиционных выставок-ярмарок
- конференций, семинаров, встреч молодежного клуба, факультета здоровья
Организация фестиваля современной православной духовной музыки Невские купола также проходит при его участии.
Вокальный мужской ансамбль
При Александро-Невской лавре с 2010 года существует архиерейский хор. Состоит он из мужчин. В его составе 30 человек, все они учащиеся или выпускники Духовных школ и Академической консерватории Санкт-Петербурга.
Хор выступает на богослужениях в монастырях и соборах, исполняя более 20 песенных православных молитв. Помимо этого коллектив ведет гастрольную концертную деятельность, принимает участие в различных фестивалях искусств. В его репертуаре выдающиеся классические и современные музыкальные произведения:
- русская церковная музыка
- народные песни
- западноевропейские композиции
Мастерские
При Александро-Невской Лавре осуществляют деятельность несколько мастерских:
- иконописная и реставрационная
- иконно-киотная
- ювелирная
- швейная
- гончарная
- фарфоровая
- эстампная
Продукцией этих подразделений являются настоящие произведения искусства, которые можно приобрести в лавках монастыря:
- иконы
- служебные и праздничные облачения священнослужителей
- предметы украшения храмов
- ювелирные изделия церковного предназначения из различных металлов, камней, дерева и эмали
- нательные крестики и медальоны, кольца
- художественные произведения ручной и печатной графики
- фарфоровые и керамические изделия и сувениры, в том числе церковного предназначения: подсвечники, лампады, сосуды для святой воды, иконы на фарфоре, домашняя утварь, посуда, вазы, детские игрушки-свистульки.
Помимо этого, 5 февраля 2018 года в лавре освятили сыроваренную мастерскую. На территории монастыря теперь продается мягкий сыр собственного производства. Весь процесс изготовления осуществляет братия монастыря, из молока высшего качества, на современном оборудовании. В октябре опробовали новый рецепт с добавлением тмина.
Монастырская трапезная
В лавре с 2004 года работает монастырская трапезная Паломник, а в 2010 году открылась Чайная. При составлении меню здесь соблюдается церковный календарь, подаются преимущественно постные блюда. Чайная предлагает всегда свежую монастырскую постную выпечку. В трапезной обедают священники, доступна она и для простых горожан, туристов, паломников.
Интерьер оформлен авторскими витражами, которые изготовили лаврские мастера-иконописцы. В Чайной собрана коллекция декоративных тарелок, представлены керамические изделия из мастерской лавры.
Расписание богослужений
Доступ для прихожан и туристов открыт в Лавру каждый день с 5.30 до 23 ч. Богослужения в Свято-Троицком соборе проходят согласно установленному распорядку:
- молебен в 6 ч. утра (понедельник- суббота)
- полунощница в 6.20ч. утра (понедельник- суббота)
- ранняя литургия в 7 ч. утра (воскресенье)
- поздняя литургия в 10 ч. утра (суббота – воскресенье и в церковные праздники)
- вечерняя в 17 ч. вечера (понедельник-воскресенье)
В церкви Феодора Новгородского совершается поздняя литургия в 10 ч. (понедельник- пятница) и вечерняя служба в 17 ч. (воскресенье- четверг). Священнодействие (литургия) в Надвратной церкви происходит в 7ч. утра с понедельника по субботу.
Историческая хронология
Согласно легенде, в 1240 году в этом месте войска Александра Невского разгромили шведов. Спустя почти полтысячи лет тут была построена обитель. Это случилось в 1710 году по приказу Петра Великого. В настоящее время это уникальная архитектурная достопримечательность. Сюда съезжаются верующие люди из разных городов России и мира.
Во время правления Петра I
Этот храм считается сердцем Санкт-Петербурга. Изначально Свято-Троицкая Александро-Невская лавра представляла собой мужской монастырь. Она была построена по приказу Петра I в месте известной Невской битвы. Впоследствии историки доказали, что сражение происходило выше по Неве. Однако строительство лавры все равно посвящено легендарному сражению и Святой Троице.
Приказ построить монастырь на этом месте был отдан в июле 1710 года. Посвящение святыни великому князю Александру Невскому было связано с тем, что он победил в Невской битве, которая состоялась еще в 1240 году. При этом официальной датой создания монастыря стало 25 марта 1713 года.
В 1723 года Петр I решил переместить останки Александра Невского в монастырь. До этого они покоились во Владимире. Существует легенда, что великий император сделал это сам. В любом случае останки князя попали в Петербург 30 августа 1724 года. Теперь они считаются основной лаврской святыней.
Развитие проекта после смерти Петра
В 1720 году в монастыре открыли Славяно-греко-латинской семинарию. В 1797 году Павел I сделал ее академией. Автором нового проекта стал Иван Старов. Он добавил в структуру комплекса все левобережье Монастырки и построил перед входом площадь, которая получила название Александро-Невской. В 1797 году Павел I наделил строение статусом лавры.
Советский период
В 1909 году в комплексе открыли музей, который получил название Древнехранилища лавры. Сам монастырь работал до 17 февраля 1932 года. Именно тогда все монахи были арестованы. В конце 1936 года церкви закрыли.
В тридцатые годы прошлого века на территории ликвидированного комплекса располагалась мастерские и другие государственные учреждения. На базе некрополя открыли Государственный музей городской скульптуры. В это место привозили надгробия с остальных кладбищ города. Со временем их планировалось уничтожить.
Возрождением комплекса начали заниматься только во второй половине двадцатого века. В 1957 году в Троицком соборе возобновили богослужения. Останки Александра Невского вернули туда в июне 1989 года.
После распада СССР
В 1996 году епископ Кронштадтский Назарий стал наместником лавры. На тот момент монастырь опять стал работать. 3 ноября 1997 года ликвидировали приходское собрание Троицкого собора. При этом управлять комплексом стал духовный собор лавры. В то же время приняли устав монастыря и назначили людей на основные должности. Полная передача всех зданий лавры епархии датируется 18 апреля 2000 года.
Одновременно с возобновлением работы монастыря и литургий в лавре стали возрождаться традиционные ремесла. Тут начали работать краснодеревщики и ювелиры. Также открылась иконописная мастерская. Паломническая служба стала организовывать поездки. В 2007 году закончились реставрационные работы, которые касались купола Троицкого собора. Тогда же проводилось золочение четырнадцатиметрового креста.
Главой лавры считается священноархимандрит, который является правящим архиереем Санкт-Петербургской епархии. Его представляет наместник.
Архитектура, убранство и устройство собора
Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями решён в формах раннего классицизма. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны пилястрами и неглубокими филёнками.
Над южным и северным входами помещены барельефные панно, изображающие события из Ветхого и Нового заветов, исполненные скульптором Ф. И. Шубиным; над главным входом в центре — «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма»; ниже находится скульптурная группа, изображающая ангелов с орденским знаком святого Александра Невского.
Внутри здание сочетает базиликальную форму с крестово-купольной и в плане представляет собой .
Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочёными капителями. Основное освещение происходит через шестнадцать окон барабана, поддерживающего купол.
Иконостас в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине, выполнен А. Пинкетти из белого итальянского мрамора. Бронзовые детали сделал П. П. Ажи, а образа в царских вратах написали И. А. Акимов и Я. Меттенлейтер. В написании остальных образов иконостаса участвовал Г. И. Угрюмов.
В парусах — изображения четырёх евангелистов, написанные Я. Меттенлейтером.
Интерьер в стиле классицизма
Первоначальную роспись интерьера исполнил Ф. Д. Данилов, но она была вскоре частично утрачена в связи с долгим отсутствием отапливания в соборе; и в 1806 году А. делла Джакомо заменил её другой, используя эскизы Д. Кваренги. В 1862 году П. С. Титов заново расписал своды по эскизам Ф. Г. Солнцева.
Лепка была поручена Ф. Ламони и Д. Фонтана, 20 барельефов и статуи святых — скульптору Ф. И. Шубину. В южной части трансепта, напротив раки св. Александра Невского, был помещён мраморный барельеф митрополита Гавриила (Петрова) (ныне в фондах Русского музея).
В алтаре, за престолом, находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами — картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, на восточной стене — «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа в 1794 году по указанию Екатерины II. Ко дню освящения Екатерина II подарила также образ «Моление о чаше», отчеканенный из золота в Италии.
Над царским местом висел портрет Екатерины II кисти Д. Г. Левицкого, напротив — портрет Петра I.
Над ракой святого Александра Невского находилась большая икона кисти И. Г. Адольского.
У гробницы стоял серебряный аналой с киотом, где лежали иконы и «ковчежцы» с частицами мощей. Он был подарен собору в 1806 году императором Александром I. Слева от раки находился образ Владимирской Божией Матери, которому предание приписывало принадлежность самому Александру Невскому, справа — Нерукотворный Спас с частицей Ризы Господней.
В 1862 году в собор из Таврического дворца поступила малахитовая сень для плащаницы, изготовленная в Париже в —1828 годах в мастерской П.-Ф. Томира (ныне выставлена в Эрмитаже).
Большое серебряное паникадило, весившее около 210 килограмм, было пожертвовано Екатериной II.
Состояние некрополей
К настоящему времени бывшие лаврские кладбища Лазаревское и Тихвинское (под названием «Некрополь мастеров искусств») можно увидеть уже при входе в монастырь, они расположены по сторонам от него. Кладбища не принадлежат обители, вход на них платный, стоит около 500 р. При желании в той же кассе можно оплатить экскурсию.
Однако, желающим осмотреть некрополи стоит иметь ввиду происшедшие кардинальные изменения. Ведь с 1930-х на их базе открыли Музей городской скульптуры, куда свозили памятники с закрываемых столичных кладбищ, из храмов, где были погребены известные люди. Поэтому ныне расположение надгробий весьма приблизительно соответствует местам захоронений, многие утрачены.
Несколько более сохранно Никольское кладбище. Здесь есть братский участок, а также продолжают погребать известных людей.
Казачье кладбище
Наконец, уникально четвертое, возникшее в советские годы «Казачье», где с первых послереволюционных лет хоронили… представителей коммунистической власти! Среди погребенных близ Троицкого собора – участники обороны Ленинграда, известные архитекторы, ученые, строители. Захоронения происходили здесь до 1970-х гг.
Основные религиозные обряды и мероприятия
Александро-Невская лавра является одним из главных религиозных центров Русской православной церкви. В лавре проводятся различные религиозные обряды и мероприятия, которые привлекают множество верующих и паломников со всей страны.
Один из главных обрядов, который проводится в Александро-Невской лавре, это крещение. В церкви, расположенной в лавре, проводятся крещения как новорожденных детей, так и взрослых людей, желающих принять христианство и стать членами церкви.
Также в лавре проводятся ежегодные религиозные мероприятия. Одно из них – это празднование памяти святого Александра Невского, основателя лавры. В этот день проводятся торжественные службы в церквях лавры, а также молебны и панихиды на могилах великих личностей, погребенных в лавре.
Также в лавре periodическ проводятся процессии и крестные ходы, в которых принимают участие прихожане и духовенство лавры. Это особый религиозный обряд, который позволяет верующим выражать свою веру и отношение к Богу.
Один из самых знаменитых религиозных обрядов, проводимый в Александро-Невской лавре, – это празднование Пасхи. В это время в лавре проходят торжественные службы, а затем прихожане празднуют Пасху вместе с духовенством и другими верующими.
Все эти религиозные обряды и мероприятия делают Александро-Невскую лавру одним из главных религиозных центров не только России, но и всего православного мира. Они помогают верующим почувствовать близость к Богу и укрепить свою веру.
Церковные праздники и службы
Александро-Невская лавра является одним из главных центров православного культурного и духовного наследия в России. В лавре регулярно проводятся церковные праздники и службы, которые собирают верующих со всей страны.
Самым важным церковным праздником, отмечаемым в Александро-Невской лавре, является день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Этот праздник совпадает с днем, когда Александр Невский был погребен в лавре, и отмечается 30 августа по григорианскому календарю.
В этот день в лавре проводятся молебны и богослужения в честь святого князя, а также проходят различные культурные мероприятия, посвященные его подвигам и истории лавры.
Кроме дня памяти Александра Невского, в лавре отмечаются и другие церковные праздники. Например, особо торжественно отмечается Рождество Христово, Великий праздник Пасхи и день памяти святого преподобного Алексия, митрополита Московского.
Все эти праздники сопровождаются особыми богослужениями, включающими чтение евангельских отрывков, молебны и причастия. Верующие собираются в лавре, чтобы почтить святых и укрепить свою веру.
Помимо основных церковных праздников, в Александро-Невской лавре регулярно проводятся другие мероприятия и службы, такие как похороны выдающихся деятелей культуры, искусства и науки. Лавра стала привычным местом похорон для многих известных личностей, и их прощание происходит с соблюдением церемоний и традиций православной веры.
Поминальные обеды и поминовения
Александро-Невская лавра – это не только историческое святилище и место погребения великих личностей, но и центр религиозной жизни. Здесь регулярно проходят поминальные обеды и поминовения. Эти обряды играют важную роль в жизни верующих и укрепляют связь между прошлым и настоящим.
Поминальные обеды – это особый вид молебнов, который проводится в память о усопших. Владыки и священнослужители, а также прихожане собираются в храме или прилегающем помещении, чтобы вместе помолиться о спасении душ покойных и просить Божьей милости. Обильно накрытый стол становится символом обеда, который в совершении обряда заменяет заготовленные продукты, вино и прочие кулинарные изыски.
Символические ритуалы, связанные с поминальными обедами, содержат множество символов и обычаев. Например, на столе всегда находятся свечи, олицетворяющие свет души и направление на небеса. Место у стола оставляется для души покойного, которая, как говорят, приходит на поминки и принимает участие в обеде. От этой души зависит благополучие и мир праотцов.
Поминовения также проводятся в храме и являются своеобразным способом обращения к душам усопших. Верующие приходят к их могилам и поминают их, возлагая на них цветы или другие предметы. Такие посещения часто сопровождаются молитвой и чтением специальных богослужебных текстов. Поминовения могут проводиться в определенные дни, посвященные праздникам или памятным датам. Они помогают сохранить память о прошлом и укрепить духовные связи между живыми и усопшими.
Некрополи: Лазаревское, Тихвинское и Никольское кладбища
Некрополь на территории Александро-Невской лавры
Помимо погребений при храмах, которых насчитывалось несколько сотен, при монастыре действовали три кладбища:
- Лазаревское, старейшее в Петербурге; его именование возникло из-за церкви прав. Лазаря Четверодневного. Ее построили над местом упокоения любимой сестры Петра I, царевны Наталии (1717); здесь могилы известных людей, соратников царя-реформатора, например, адмирала Ф.М.Апраксина, графа И.И.Шувалова. Здесь же похоронен М.В.Ломоносов;
- Тихвинское, оно называется так по храму иконы Богородицы; строили его основатели некрополя, братья Полежаевы; под храмом находилась семейная усыпальница благотворителей; сложилось так, что на Тихвинском похоронены известные деятели русской культуры, среди которых писатель Ф.М.Достоевский, баснописец И.А.Крылов, композиторы М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский;
Интересный фактНыне в лавре существует традиция в день кончины П.И.Чайковского служить литургию св. Иоанна Златоуста, на которой исполнять созданные композитором песнопения для этой службы.
Никольское, по имени храма свт. Николая, открытое с 1870-х гг.; оно находилось на востоке территории обители; здесь также хоронили церковный деятелей, известных людей города, а также насельников лавры – к началу XX в. таких могил насчитывалось 74.
Развитие монастырского комплекса
Пока строился Троицкий собор, формировался современный облик монастыря. За это время были полностью достроены Федоровский и Духовской корпуса и возведена Федоровская церковь.
Просфорный и Семинарский корпуса были завершены к середине 18 века. В это же время архитектор М. Расторгуев создает проект Метрополичьего дома, и он вскоре тоже выстраивается.
Святые врата обители, от которых начинается Невский проспект, появились в третьей четверти 18 века – надвратная церковь над ними освящена в 1786 году.
В 1829 году, после завершения Обводного канала, Черная речка разделились этим каналом на части и после этого часть, протекающая возле монастырских стен, называется Монастыркой.
В результате, теперь территория монастыря очерчена тремя реками. С одной стороны это Нева, с других сторон – Обводной канал и Монастырка.
История Александро-Невской лавры
Александро-Невская лавра – это одно из самых значимых исторических святилищ на территории России. Основанная в XIII веке великим князем Александром Невским, лавра является местом погребения множества великих личностей, а также объектом паломничества и туристическим достопримечательностью.
История лавры начинается в 1240 году, когда великий князь Александр Невский победил шведов в битве на Неве и решил учредить монастырь на месте победы. Князь пригласил священные лица из Киева для освящения места и основания монастыря. Так началось строительство монастыря, который вскоре получил название Александро-Невская лавра.
В течение веков лавра обрела большое значение в жизни России. Здесь была хранительницей святых реликвий и икон, местом погребения многих русских правителей и великих деятелей науки и культуры. В лавре находятся мощи таких известных исторических личностей, как Александр Невский, Петр I, Димитрий Донской, Михаил Кутузов, Михаил Ломоносов и многие другие.
Сегодня Александро-Невская лавра продолжает быть одним из важных религиозных и исторических центров России. Здесь ежегодно приезжает множество паломников и туристов, чтобы почтить память великих людей и погрузиться в историю древней Руси.
Основание и первые годы
Александро-Невская лавра – это историческое святилище и место погребения великих личностей православного мира. Она была основана в 1710 году по приказу Петра I. Лавра была создана с целью почитания памяти святого Александра Невского – воина, полководца и национального героя России.
После основания лавры, на ее территории было построено несколько храмов и монастырских зданий. Лавра стала местом, где собрались важнейшие религиозные и государственные деятели того времени. Великий князь Алексей Петрович, сын Петра I, активно поддерживал развитие лавры, способствовал строительству новых храмов и усиливал роль монастыря в политической жизни страны.
Среди значимых событий первых лет существования Александро-Невской лавры было освящение первой каменной церкви – Собора во имя святителя Николая Чудотворца. Этот собор стал образцом архитектуры того времени и приобрел большое значение для всего ансамбля лавры. Лавра была популярным местом паломничества, и к ее стенам приезжали множество почитателей святого Невского, чтобы приложиться к его могиле и почтить его память.
Развитие лавры под правлением Петра I
Под правлением Петра I лавра претерпела значительные изменения и развитие. В 1712 году было выделено особое здание для монастыря, внутри которого находился Александро-Невский монастырский собор, ставший главным местом богослужения. Впоследствии под руководством Петра I было построено несколько других храмов и строений.
Правление Петра I также способствовало развитию монастырской образовательной системы. В 1714 году было основано Александро-Невский семинария, которая стала одной из ведущих центров православного образования. Семинария под руководством Петра I стала активно участвовать в историко-археологических исследованиях, которые способствовали сохранению исторического наследия лавры.
Кроме того, при Петре I была создана научная библиотека, которая включала множество ценных рукописей, книг и документов. Благодаря этой библиотеке, лавра стала важным центром культурного и научного развития, привлекая ученых и исследователей из разных стран.
Важным достижением лавры под правлением Петра I было укрепление и развитие монастырской экономики. Благодаря передовым земледельческим методам и организации производства, лавра стала одним из крупнейших землевладельцев в России. Это позволило монастырю активно поддерживать местную экономику и содействовать развитию региона.