Духовное наследие: Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге

Свято-Троицкий собор

Расписание Александро-Невской лавры

Обитель можно посетить ежедневно с 05:30 до 23:00. Вход в Свято-Троицкий собор открыт с 05:45 до 20:00.

Богослужения

В соборе Братский молебен совершается в пн.-сб. с 06:00, а вечерня — ежедневно с 17:00. Литургии проводятся в сб., вс. и праздники в 07:00 и 10:00.

В других церквях службы проходят:

  • в Феодоровской — в пн.-пт. с 10:00, в пн.-чт. с 17:00;
  • в Надвратной — в пн.-пт. с 07:00;
  • в Серафимовской и Никольской — поочередно в вс. с 09:00.

Расписание богослужений Александро-Невской лавры 2024 на официальном сайте

В Андреевском ските утренние службы совершаются:

  • в будние дни — 06:00, 12:00, 18:00, 23:00;
  • в сб. — 07:00, 10:00, 21:00;
  • в вс. — 08:00, 10:00.

В Надвратной церкви проводятся Таинства Венчания:

  • пн., ср., пт. — с 12:00;
  • вс. — с 14:00.

Надвратная церковь, Александро-Невская лавра

Таинство Крещения осуществляется в крипте Свято-Троицкого собора ежедневно в 12:00, в сб. и вс. — дополнительно в 10:00 и 14:00.

Часы работы отделов

Читальный зал Библиотечного корпуса могут посетить все желающие ежедневно, кроме вс., накануне и в дни великих праздников:

  • пн.-пт. — с 11:00 до 19:00;
  • сб. — с 11:00 до 16:00.

Занятия в читальном зале проводятся в сб. — с 09:00 и с 12:00.

Музей Лавры работает в ср., пт. и вс. с 12:00 до 17:00.

Некрополи открыты ежедневно с 09:30 до 18:00 (зимой до 16:00), Благовещенская усыпальница — с 11:00 до 17:00, кроме пн. и чт. Кассы закрываются на полчаса раньше.

Ворота в центральный двор, Ярослав Глухов

Архитектура, убранство

Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.

Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.

Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.

Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.

Полукруглый иконостас, выполненный в мастерской А. Тарасова, оформлен коринфскими колоннами и композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью. Образа были написаны В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Н. А. Майковым и В. К. Сазоновым.

В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы».

Иконы для боковых приделов были переданы из прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.

На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.

К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата.

В храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году («утилизирована» при закрытии собора в 1938 году).

Измайловский собор имеет подсобные помещения в подземном этаже, которые к 1990 году были затоплены водой. После проведения поэтапной реконструкции, был устроен зал, который получил название «Славянский». Зал расписан художниками творческой мастерской Владимира Куликова. Его зрительным и смысловым центром является образ Господа Вседержителя, выполненный в мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой.

Территория собора

Собор является композиционным центром Троицкой площади.

В память Русско-турецкой войны 1877—1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Д. И. Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко. В 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы — восстановлена.

В 1894—1895 годах, напротив храма, по проекту С. П. Кондратьева в память двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии — была выстроена в ампирном стиле часовня святого Александра Невского. Белый позолоченный иконостас часовни был вырезан П. С. Абросимовым, иконы написал И. А. Тюрин. Часовня была закрыта в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны снарядом был сбит купол, а затем в ней размещалась торговая точка и склад. Работы по восстановлению начались в августе 1998 года, а 26 ноября её освятил митрополит Владимир (Котляров). Витраж и реставрация лепки выполнены творческой мастерской художника Владимира Куликова.

Традиции

В дореволюционное время прихожане блюли следующие традиции:

В престольный праздник на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой;
В праздник Спаса Нерукотворного образа на Фонтанку отправлялся крестный ход для водосвятия;
В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестный ход шёл по окрестным улицам
12 октября (старый стиль) служилась заупокойная литургия, в которой участвовал весь полк, в память о битве при Горном Дубняке.

Храм-часовня Святой Троицы

Рубрика: Санкт-Петербург

Часовня – историческое напоминание потомкам о том, что на этом месте когда-то стояла первая в городе православная церковь (храм Святой Живоначальной Троицы). Именно здесь проходили праздничные богослужения, в том числе, и после победы над шведами. В стенах храма Петр Первый был коронован на царство после подписания Ништадского мира. Часовня украшает собой Троицкую площадь, внутри нее находится только один зал – маленький, но уютно оформленный. Здесь хранятся мощи святых Харлампия, Петра и Февроньи. С Петроградской набережной, на которой располагается храм-часовня Святой Троицы, открывается красивая панорама Невы.

Из истории часовни

Местом для ее строительства была выбрана Троицкая площадь, где по приказу государя был возведен первый православный храм. Произошло это менее чем через полгода после основания Санкт-Петербурга. По православному календарю на первый день октября 1703 года выпал религиозный праздник – день покрова Пресвятой Богородицы. Площадь в итоге была названа в его честь.

История храма полна невзгод и печальных событий. Неоднократно он страдал от пожаров, но его заботливо восстанавливали, т. к. по рангу он следовал сразу за Исаакиевским собором. В 30-х годах прошлого века по приказу советской власти храм был разрушен, а на его месте через два десятилетия построили другое здание.

К 300-летию основания Санкт-Петербурга «Балтийская строительная компания» планировала возвести на Троицкой площади монументальный 70-метровый храм, но планам не суждено было осуществиться из-за запрета, исходившего от Научного совета по охране культурных памятников. В итоге местом для строительства часовни стала юго-западная часть сквера на Троицкой площади.

Закладка краеугольного камня происходила в мае 2002 года в торжественной обстановке, в присутствии Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Авторство проекта, выбранного на конкурсной основе, принадлежит архитектурному бюро «ЯК». Храм-часовня построен на средства «Балтийской строительной компании» и является подарком городу.

Адрес: Троицкая площадь 2а, Петроградский район, город Санкт-Петербург, Россия.

Карта расположения:

Соловецкий камень

  Михайловский сад

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины

Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств

На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота

В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник Екатерине II

К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади

Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

Поделиться ссылкой:

Расположение и режим работы

Религиозная достопримечательность Санкт-Петербурга располагается на некотором удалении от центра города. До Троицкого собора проще всего добраться на общественном транспорте, доехав до станции метро «Технологический Институт» (синяя ветка; приблизительно 5-7 минут от ст.м. «Невский Проспект»). Выйдя из метро, нужно перейти Московский проспект, пройти один квартал по 1-ой Красноармейской улице до пересечения с Измайловским проспектом, где на горизонте появятся узнаваемые синие купола храма.

Троицко-Измайловский собор изнутри

В будние дни храм открыт для прихожан с 9:00 до 19:00, в воскресные дни и церковные праздники — с 6:00 до 20:00. Расписание богослужений всегда можно уточнить на официальном сайте собора , а задать интересующие вопросы и узнать новости в группе ВКонтакте .

Важно! Фото- и видеосъёмка внутри собора запрещены, зато великолепный вид с улицы можно снимать сколько угодно. 198005, Санкт-Петербург, Измайловский проспект, дом 7а (можно посмотреть на карте). 198005, Санкт-Петербург, Измайловский проспект, дом 7а (можно посмотреть на карте)

198005, Санкт-Петербург, Измайловский проспект, дом 7а (можно посмотреть на карте).

+7 (812) 246-07-15; +7 (812) 246-07-12

Троице-Измайловский собор является действующим, поэтому посещение бесплатное, согласно режиму работы.

Церковные служители хранят Порт-Артурский образ, написанный после чудесного явления Царицы Небесной российским морякам во время Русско-Японской войны. Это событие стало напоминанием о Троицкой крепости, о том, как она строилась. В этом месте молились офицеры и солдаты лейб-гвардии Измайловского полка.

Снос Монумента Славы и возведение памятника зодчего Стасова

20 столетия в начале 30-х гг. монумент пришлось сносить из-за политических соображений. Государству, находящемуся в дружеских отношениях, не следует упоминать о прошедших неудачах Турции. Россия заключила с Турцией договор Бриана – Келлога, который стал самым важным достижением дипломатии во времена СССР. Обезопасить территорию СССР на границе с Турцией было особой причиной для демонтажа. Снесение мемориала для того, чтобы власти Турции не согласились на предложение Адольфа Гитлера напасть с южной стороны на Советский Союз в нелёгкие годы Второй Мировой Войны, было не самым важным поводом. Скорее всего имелись своеобразные повседневные задачи – проезд трамваев у собора. Вместо монумента Славы был установлен бюст зодчего Стасова, автора плана возведения Троицкого храма.

Святыни собора и традиции

Есть также и святыни, которые особо почитаемы в данном соборе: образ Воскресения Христова с частицами мощей Иоанна Златоуста, Стефана, Варвары и частью древа Креста Господня. среди прихожан немало внимания уделяется и лику Успения Богородицы, а также икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость».

Среди прочих святынь есть также:

  • частица мощей блаженной Матроны Московской,
  • крест с частицей Креста Господня и Голгофы,
  • частицы мощей Петра и Февронии,
  • икона с частицей мощей великомученика Пантелеймона,
  • частицы мощей трех святителей: Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста,
  • часть епитрахили св. прав. Иоанна Кронштадтского;
  • икона Святой Троицы 1406 года.

Кроме святынь, которые находятся в данном соборе и их почитают, люди соблюдали еще и определенные традиции. Вот какие правила были в дореволюционное время:

  • на престольный праздник на центральной площади проводили военный парад, во время которого происходило окропление знамен святой водой,
  • в Спаса Нерукотворного крестная хода двигалась на Фонтанку для освящения воды,
  • на Успение Богородицы верующие проходили по всем окрестным улицам. Также проводили заупокойную литургию, на которой присутствовал весь полк. Таким образом вспоминали о битве при Горном Дубняке.

Архитектура, убранство

Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.

Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.

Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.

Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.

Полукруглый иконостас, выполненный в мастерской А. Тарасова, оформлен коринфскими колоннами и композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью. Образа были написаны В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Н. А. Майковым и В. К. Сазоновым.

В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы».

Иконы для боковых приделов были переданы из прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.

На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.

К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата.

В храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году («утилизирована» при закрытии собора в 1938 году).

Измайловский собор имеет подсобные помещения в подземном этаже, которые к 1990 году были затоплены водой. После проведения поэтапной реконструкции, был устроен зал, который получил название «Славянский». Зал расписан художниками творческой мастерской Владимира Куликова. Его зрительным и смысловым центром является образ Господа Вседержителя, выполненный в мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой.

Территория собора

Собор является композиционным центром Троицкой площади.

В память Русско-турецкой войны 1877—1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Д. И. Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко. В 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы — восстановлена.

В 1894—1895 годах, напротив храма, по проекту С. П. Кондратьева в память двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии — была выстроена в ампирном стиле часовня святого Александра Невского. Белый позолоченный иконостас часовни был вырезан П. С. Абросимовым, иконы написал И. А. Тюрин. Часовня была закрыта в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны снарядом был сбит купол, а затем в ней размещалась торговая точка и склад. Работы по восстановлению начались в августе 1998 года, а 26 ноября её освятил митрополит Владимир (Котляров). Витраж и реставрация лепки выполнены творческой мастерской художника Владимира Куликова.

Традиции

В дореволюционное время прихожане блюли следующие традиции:

В престольный праздник на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой;
В праздник Спаса Нерукотворного образа на Фонтанку отправлялся крестный ход для водосвятия;
В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестный ход шёл по окрестным улицам
12 октября (старый стиль) служилась заупокойная литургия, в которой участвовал весь полк, в память о битве при Горном Дубняке.

Колонна Славы

В октябре 1886 г., в девятую годовщину взятия укреплений Горного Дубняка, в Санкт-Петербурге торжественно открыли памятник Славы (Измайловский пр., 7а) перед восточным фасадом собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка.

Колонна сооружена архитектором Давидом Ивановичем Гриммом в память о подвигах русских воинов – участников Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Нижний пьедестал колонны выполнен из мелкозернистого красного гангутского гранита размером в плане 12,45 × 12,45 метра и высотой 1 метр с полированной видимой поверхностью; верхний же – из серого рустованного гранита размером чуть более 5 метров по каждой из сторон и высотой почти в 6 метров. На этом пьедестале стояла чугунная полая коническая колонна высотой 14,32 метра, которая сужалась к верху. Достаточно высокое сооружение из чугуна было выложено из шести рядов турецких пушек общим количеством 104 орудия, – они были прикреплены с внешней стороны. Сорок четыре из них были стальными, а 60 имели медные стволы.

Сверху колонны, на капители коринфского ордера с полушаром, установили скульптура гения с дубовым венком на вытянутой правой руке, венчающего победителей, работы скульптора П.И. Шварца. В левой руке гений Славы держал пальмовую ветвь мира. Основой для работы над скульптурой гения послужили скульптуры Побед на Конногвардейском бульваре, уже известные нам. Памятник полукругом, со стороны собора, окружали орудия, также отбитые у неприятеля в боях. Был организован небольшой садик, освещаемый ночью двумя газовыми светильниками в виде канделябров и украшенный «двумя столбами из турецких орудий».

Торжественное открытие памятника сопровождалось панихидой по погибшим воинам. Со стен Петропавловской крепости дали залп из 101 орудия в честь побед русской армии, и прошёл парад гвардейских частей Петербургского гарнизона во главе с великими князьями Николаем Николаевичем (старшим) и Михаилом Николаевичем. В торжественных мероприятиях принимали участие герои Русско-турецкой войны генералы Ф.Ф. Радецкий, П.А. Шувалов, Д.А. Милютин, П.С. Ванновский, И.В. Гурко. На параде особо чествовали ветеранов, воевавших с турками за освобождение Балкан. В Зимнем дворце был устроен торжественный обед в честь высшего офицерского состава.

Архитектура

Измайловский Собор — большое здание с пятью куполами, построенное в стиле ампир. Его высота более 80 метров. На фасадах расположены шестиколонные портики, в нишах находятся фигурки ангелов из бронзы.

В 1836 году на стенах были вывешены мраморные доски с именами офицеров, которые погибли в боях под Аустерлицем, Кульме и Фридланде. Главный купол собора виден с любой точки города на расстоянии 20 километров.

Внутреннее убранство

Внутри Измайловский собор светлый, просторный. Главный купол собора поднят вверх четырьмя коринфскими колоннами, он словно парит в воздухе. На стенах собора висели турецкие знамёна, которые напоминали о победе в войне с Божьей помощью. В 2005 году перед святыней была восстановлена колонна Славы, основой которой являются трофейные турецкие пушки.

Краткое описание собора (из истории)

Батальоны Измайловского полка были переведены из Москвы в Санкт-Петербург к 1734 г. и решением Комиссии о Санкт-Петербургском строении размещены на реке Фонтанке. Первая полковая церковь, построенная в 1756 г., была деревянной. Пятиглавая, с боковыми куполами, изначальная композиция сохранилась и в дальнейшем.

Из-за наводнения 1824 г. церковь, обветшавшая за почти столетие, сильно пострадала. Проект нового храма, крепкого и каменного, был составлен архитектором Василием Стасовым. Торжественная закладка будущего Троицкого собора состоялась в мае 1828 г., в присутствии членов царской семьи.

Деньги на постройку были выделены из государственной казны и личных средств Николая I — он шефствовал над Измайловским полком ещё до вступления на престол.

Несчастья, постигшие памятник архитектуры за историю существования, одним потопом не ограничились. В 1834 г. по вине другого природного катаклизма произошла авария — повредив конструкции из металла, ураган сорвал центральный купол. Новый, с деревянной основой, спроектировал Пётр Петрович (он же Пьер-Доминик) Базен, французско-русский инженер. В 1835 г. отделка была завершена окончательно, и митрополит Московский Филарет освятил храм накануне праздника Святой Троицы.

Троицкий собор в Санкт-Петербурге

В Троице-Измайловском соборе в Санкт-Петербурге в 1867 г. писатель Фёдор Достоевский венчался со своей второй женой, Анной Сниткиной; там же в 1894 г. отпевали известного русского композитора Антона Рубинштейна. Вскоре прогремела революция, и проведение служб в храме прекратилось, а все ценности были вывезены. В 30-е гг. XX века поднимался вопрос о сносе либо устройстве крематория в здании собора.

В 1938 г. храм был закрыт, его помещения долго использовались как склады. Во время Великой Отечественной войны Троицкий собор пострадал сильнее, чем когда-либо: был разрушен один из боковых куполов, под обстрелами выбило стёкла и повредились стены, в подвале стояла вода. Реставрация проводилась не единожды, и свой прежний облик храм начал приобретать в 60-е годы, когда купола перекрасили из чёрного снова в ярко-синий цвет.

Богослужения возобновились в 1990 г., когда Троицкий собор в СПб вернули Русской православной церкви. Ещё одно стихийное бедствие настигло храм в 2006г.: на строительных лесах, установленных вокруг самого большого купола, разгорелся пожар, в итоге уничтоживший находившиеся в центре деревянные конструкции — именно те, которые почти два века назад были утверждены при реконструкции после бури. Прихожане, присутствовавшие на богослужении, были успешно эвакуированы. Версия о преднамеренном поджоге, выдвинутая бывшим митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром, не подтвердилась.

Измайловский собор

Оцените статью