История и архитектура Свято-Троицкого собора в Соликамске

Свято-Троицкий собор

История

Свято-Троицкий собор был заложен в Екатеринодаре 3 октября 1899 года в память о чудесном спасении императорской семьи Александра III при крушении царского поезда в октябре 1888 года. Проект был разработан главным архитектором Екатеринодара Иваном Мальгербом.

Вид на собор до Октябрьской революции

В 1902 году на месте будущего храма открылся молельный дом и началось сооружение здания. 29 июня 1904 года на купола собора в торжественной обстановке подняли кресты и произошло освящение престола нижнего храма в честь Серафима Саровского. С 1905 по 1907 годы по причине нехватки средств в связи с революционными событиями в России строительство было приостановлено. В 1907 году работы продолжились и в декабре для постройки иконостаса и написания икон для него, а также для внутренней росписи храма в Екатеринодар приехали известные московские мастера Сафонов и Стрелков. Трудились они над иконостасом до конца 1909 года.

7 июня 1910 года во второй день Троицы — праздник Святого Духа — Свято-Троицкий собор торжественно освятили. Кирпичная трёхпрестольная церковь в русском стиле, построена на пожертвования прихожан. Двухэтажное здание храма было увенчано 11 куполами, к главному объёму храма с запада примыкает трапезная, соединяющая его с четырёхъярусной колокольней. В нижнем этаже были Серафимовский и Евфросиньевский приделы. Во дворе храма действовала церковно-приходская школа и городское начальное училище.

Пережив Октябрьскую реводюлию, во время советского гонения на церковь 1920-х годов из него изъяли церковные ценности, а в 1937 году закрыли. До начала Великой Отечественной войны в здании располагались институт «Крайпроект» и склад драмтеатра. Во время войны здание церкви пострадало, но не смотря на это во время оккупации города, в 1943 году был открыт.

В 1950 году власти пытались закрыть храм ещё в 1950 году, но тон был закрыт только десять лет спустя и отдан под склад для солений. Затем помещение храма использовал скульптурный цех художественного комбината краевого отделения Художественного фонда РСФСР. В 1979 году храм был признан памятником архитектуры и взят под охрану государства, а ещё через десять лет был возвращен Русской православной церкви в весьма плачевном состоянии. 14 января 1990 года в Троицком храме возобновились богослужения, а в мае 1993 года храм получил статус соборного. Деньги на его восстановление собирали всем миром: руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко пожертвовал на восстановление храма собственную Государственную премию им. Глинки.

Летом 2006 года на территории собора открылась Екатеринодарская духовная семинария. 16 сентября 2020 года Архиерейский совет Кубанской митрополии принял решение объединить Свято-Троицкий собор города Краснодара и Екатеринодарскую духовную семинарию в единый Духовно-образовательный комплекс Кубанской митрополии.

Святыни собора

Многие святыни собора представляют не только религиозную, но и историко-культурную ценность.

Нерукотворный образ

Наиболее древней и почитаемой иконой Троицкого собора является Нерукотворный образ Спасителя, который, по преданию, принесли из Троице-Сергиевого монастыря стрельцы, основавшие Саратов. Достоверность этого предания подтвердилась во время последней реставрации иконы. Образ Спасителя оказался написанным на холсте, который впоследствии был наклеен на доску, то есть изначально он мог представлять собой священную хоругвь, сопровождавшую воинский отряд. Хоругви с изображением Спаса Нерукотворного, вдохновлявшие с глубокой древности русских воинов на победу в боевых сражениях, почитались с глубокой древности. Вероятно, хоругвь, превратившаяся в икону, первоначально находилась в одном из храмов левобережного Саратова. При перенесении города на правый берег Волги святыня оказалась в первом, ещё деревянном Троицком соборе.

Прославление иконы началось с 1812 года благодаря следующему событию. К соборному священнику пришёл приказчик рязанского купца Якова Михайлова и сказал, что хозяин его, Михайлов, чудесным образом исцелившийся от какой-то опасной болезни, написал ему, приказчику, из Рязани об этом событии. Исцеленный просил, чтобы приказчик отыскал образ Спасителя, который, по его словам, должен был быть в соборе над южною наружною дверью, и просил при этом сделать на образ ризу. Образ отыскали и внесли его внутрь церкви; приказчик сделал ризу сребропозлащенную и отслужил перед образом благодарственный молебен.

Свидетельством того, что исцеления по молитвам у чудотворного образа совершались неоднократно, стали многочисленные изображения исцеленных органов человеческого тела, которые вместе с золотыми и серебряными нательными крестиками и образками в изобилии были прикреплены к окладу иконы. Некоторые из этих подношений были вывешены рядом с иконой в особом киоте. Их было так много, что часть из них в средине XIX столетия была переплавлена для изготовления нескольких сребропозлащенных венцов на другие иконы Троицкого собора. В. П. Соколов, изучавший описи имущества храма, сообщает, что общий вес изготовленных украшений — 260 золотников, то есть около 1110 г.

В 1920-е годы большевики вначале изъяли драгоценную ризу, а затем и сам образ: он попал в краеведческий музей. После 1942 года чудотворная икона Спасителя вернулась в Троицкий собор. С 1950-х годов и до настоящего времени каждую неделю перед чтимым образом читают акафист, который исполняется всеми прихожанами нараспев.

К началу XXI столетия икона находилась в очень тяжелом состоянии: изображение было частично утрачено, доска сильно повреждена. По благословению епископа Лонгина в 2006 году была проведена реставрация святыни. Икону обследовали специалисты Московского музея имени преподобного Андрея Рублева, и было принято решение реставрировать её в Саратове, чтобы чтимый образ не покидал города, в котором находится вот уже несколько столетий. Также был отреставрирован старинный оклад.

Другие иконы

Кроме того, в Свято-Троицком соборе пребывают чтимые образы Казанской, Августовской икон Божией Матери, Ветхозаветной Троицы, чудотворная Иверская икона Божией Матери, образ святителя Феодосия Черниговского с частицей мощей, преподобного Серафима Саровского с фрагментами его одежды. Несколько икон, находящихся в настоящее время в соборе, написаны в монастырях Святой Афонской Горы в XIX веке: например, иконы Божией Матери «Скоропослушница» и «Взыскание погибших», а также икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с житийными клеймами.

Мощевик

В январе 2005 года состоялась торжественная передача Саратовской епархии святыни, многие годы хранившейся в Саратовском областном музее краеведения: уникального мощевика, который содержит 132 частицы мощей святых. По благословению епископа Лонгина по сохранившейся фотографии была восстановлена риза на мощевик.

Достопримечательности Краснодара

Краснодар — город, в котором сложно найти поражающие воображение достопримечательности. Здесь почти нет старинных зданий, а архитектура представляет собой мешанину стилей и редко можно найти дома старше 100 лет. Но не будем столь критичны — в Краснодаре есть на что посмотреть!

Главные достопримечательности сосредоточены в историческом центре города в пределах главной улицы — Красной.

Шуховская башня. Фото — @krasnodar.123

За ТК «Галерея» спряталась Шуховская водонапорная башня — памятник архитектуры федерального значения, построенный в 30-х годах 20 века. Это причудливая стальная ажурная гиперболоидная конструкция. 

Александровская триумфальная арка. Фото — @alexandr7806

Если отправиться​ в начало Красной, то можно увидеть восстановленную Александровскую триумфальную арку. Она была построена в честь визита императора Александра III. Разрушена в 1928 году. Восстановлена в 2009 году. Это мощное кирпичное сооружение в псевдорусском стиле. Раньше её называли также царские ворота.

Памятник св. Екатерине в Краснодаре. Фото — @alinayavorskaya

Рядом расположен фонтан и памятник св. Екатерине — покровительнице города.

Фонтан у кинотеатра Автора. Фото — @pankova.a.a

Пройдя по Красной дальше можно полюбоваться новым музыкальным фонтаном у легендарного городского кинотеатра Аврора. В данный момент (2019 год) кинотеатр находится на ремонте. 

Александровский бульвар. Фото — @vologdenia

Дальше рекомендуем отправиться в обратный путь по Красной по Александровскому бульвару.

Памятник «Шурику и Лиде». Фото — @zametki_gelendzhik

Возле здания Кубанского государственного политехнического университета установлен памятник «Шурику и Лиде» по мотивам знаменитой комедии Гайдая.

Театральная площадь. Фото — @lula_ms

Дальнейшим пунктом назначения является одна из центральных площадей Краснодара — Театральная (переименованная в Главную). На этой площади можно полюбоваться музыкальным фонтаном (шоу происходит с пятницы по воскресенье с 20.00 до 22.00). Также здесь установлен памятник 200-летию кубанскому казачества. 

На перекрестке улиц Красной и Горького установлена скульптура «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану».

Пройдя дальше по Красной, обратите внимание на здание Филармонии, которое является федеральным памятником архитектуры. Перед зданием установлен памятник знаменитому кубанскому композитору и баянисту Григорию Пономаренко

Возле Дома книги расположен интересный скульптурный фонтан «Старый Екатеринодар».

Арка Георгия Победоносца. Фото — @ars_efremenko

Напротив администрации Краснодарского края можно посмотреть на памятник Кубанскому казачеству. Также загляните в сквер Жукова. Здесь расположена арка Георгия Победоносца и фонтан. За фонтаном Вы увидите храм-часовню Александра Невского.

Скульптура «Гуляющие собачки». Фото — @akitalovee

На перекрестке улиц Красной и мира установлена скульптура «Гуляющие собачки», посвященная строкам В. Маяковского о Краснодаре — «Это ж не собачья глушь, а собачкина столица».

Екатерининский сквер и памятник Екатерине II. Фото — @daryadyachkova

Упирается Красная в Пушкинскую площадь. Здесь установлен памятник А. С. Пушкину. Дальше расположен Екатерининский сквер с памятником Екатерины II, а на площади Ленина установлен каскадный фонтан. 

Войсковой собор Александра Невского. Фото — @vladimir_zhukoff

Чуть поодаль расположен войсковой собор Александра Невского. Рядом с ним расположен памятник Кириллу и Мефодию.

Николаевск (Пугачев)

В 1764 г. старообрядцы образовали слободу Мечетную. Назвали так, потому что здесь еще от Золотой Орды оставались развалины мусульманских храмов. Слобода Мечетная в ту пору представляла собой одну улицу. По переписи 1765 г. в ней числилось 264 души мужского пола.

Одновременно с возникновением слободы выше и ниже её по течению реки Большой Иргиз образовалась группа старообрядческих монастырей, скитов и тяготеющих к ним селениями крестьян. Впоследствии монастыри приобрели громкую известность: мужские – Верхний Спасо-Преображенский, Средне-Никольский и Нижне-Воскресенский, и женские — Покровский и Успенский.

Впоследствии, в 1828 г., саратовский губернатор А.Б. Голицын с помощью военной силы сумел обратить часть иргизских старообрядцев в единоверие. Слобода Мечетная тем временем росла и развивалась. В начале XIX века население на Иргизе настолько увеличилось, что императорским указом от 18 декабря 1835 г. слобода Мечетная получила статус уездного города и была переименована в Николаевск.

В последнее дни уходящего, 1835 г., император Николай I подписал в числе прочих и указ об учреждении в Саратовском Заволжье трех новых уездов – Николаевского, Новоузенского и Царевского. Торжественное открытие нового уездного города состоялось 9 мая (22 мая по новому стилю) 1836 г.  1 января 1851 г. заволжские уезды Саратовской губернии (Новоузенский и Николаевский) в гражданском отношении были переданы новосозданной Самарской губернии, а в церковном – переподчинены от Саратовской епархии к новооткрытой Самарской.

В 1843 г. был построен Иоанно-Предтеченский градской собор (не сохранился). В 1845 г. трудами Преосвященного Иакова (Вечеркова), епископа Саратовского, было открыто Духовное училище.

По инициативе почетного гражданина города купца С.О. Локтева, более двадцати лет бывшего церковным старостой Иоанно-Предтеченского собора, председателем попечительства и городским головой было решено возвести еще один собор с главным приделом в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Проект на постройку Воскресенского собора был рассмотрен и одобрен техническим строительным комитетом 12 июня 1875 г. Автором проекта собора является Алексей Маркович Салько. В 1899 г. был возведен величественный каменный пятиглавый собор с отдельной трехъярусной колокольней и двумя часовнями на углах. Собор был освящен 25 сентября епископом Самарским и Ставропольским Гурием (Буртасовским).

В 1901 г. было учреждено Николаевское викариатство, и первым его епископом стал преосвященный Тихон (Оболенский).

7 ноября 1908 г. в пределах Николаевского викариатства Самарской епархии и присоединении к ней выделенной из Оренбургской епархии Уральской области была учреждена Уральская епархия. Изначально как Самарское викариатство, а затем с 5 октября 1916 г. как самостоятельная Уральская и Николаевская епархия. 11 ноября 1918 г. город Николаевск переименован в Пугачёв.

В марте 1919 г. Новоузенский и Николаевский уезды вошли в состав Саратовской губернии. В 1920 г. образованы Покровский и Дергачёвский уезды, которые в церковно-административном отношении подчинялись не Саратовской, а Самарской епархии. 

История храма

Началом истории Свято-Троицкого собора является, поездка в конце XIX в. царской семьи в г. Екатеринодар. В 1888 г. произошло крушение поезда с царскими особами. Несчастный случай обошелся без человеческих жертв, слегка пострадали лишь несколько слуг и фрейлин.

В 1889 г. после молебна в Александро-Невском соборе, на заседании Городской Управы, было решено построить храм с семью престолами в 113 квартале во 2-й части города. Приняв это решение, собрание уполномочило своих представителей: В. С. Климова, купеческого старосту А. Ерохина, мещанского старосту Я. Родионова отправить телеграмму Государю с выражением верноподданнических чувств и сообщением своего решения увековечить избавление царской семьи от смертельной опасности строительством семипрестольного храма во имя святых покровителей Августейшей семьи.

6 ноября 1887 г. была получена Высочайшая благодарность. Случилось так, что в скором времени, а именно, 20 апреля 1896 г. в городскую думу поступило заявление 80-летней вдовы урядника Ефросиньи Абрамовны Щербининой, в котором она предложила участок на пересечении улиц Карасунской и Гривенской размером 962 кв. сажени для сооружения церкви. Вдобавок жертвовала 2000 р. Для себя же попросила 120 р. пособия в год, небольшой домик с двумя комнатами, чтобы дожить остаток лет. Дума приняла ее предложение, и 3 октября 1899 г. после поздней литургии в городском войсковом соборе и крестного хода, состоялась закладка храма. Уже 14 апреля 1898 г. архитектор И. К. Мальгерб представил в Думу проект собора. Собор был задуман с 3 престолами и мог вместить 1000 человек.

С 1902 г. На месте будущего храма открывается молельный дом, в котором служил о. Василий Бирюков. В 1902 и 1903 гг. производилась кладка колокольни и покрытие крыши.

29 июня 1904 г. были подняты кресты на куполах. 29 июня произошло освящение престола нижнего храма в честь преп. Серафима Саровского. В самом же храме строились следующие престолы: средний — во имя Святой Троицы, правый — во имя Василия Великого, левый — во имя Св. Евфросинии. Позднее престол во имя Св. Евфросинии был помещен в нижний храм, а левый стал носить имя преп. Серафима Саровского. С 1905 по 1907 гг. произошла остановка строительства по причине нехватки средств, и из-за сырости в нижнем храме стали портится иконы. Городская дума выделила 15 000 руб. на сооружение иконостаса, и заключила договор с иконных дел мастером Стрелковым и художником Сафоновым. Все работы были выполнены к концу 1909 г. И 7 июня 1910 г. во второй день Троицы — праздник Святого Духа произошло торжественное освящение храма. В 1911 — 1912 гг. произвели ремонтные работы в нижнем храме, который освятили 1 ноября 1912 г. Во дворе церкви была церковно-приходская школа и 8-е городское начальное училище.

К сожалению, храм был действующим всего 20 лет. В 1934 г. он был закрыт. После чего через 12 лет в 1942 г. по разрешению оккупационных властей, богослужение было возобновлено. Однако, по окончании войны, собор снова был закрыт.

Во время запустения всё, что находилось в церкви, было экспроприировано советской властью: драгоценная утварь, иконы, мебель, иконостасы. Светильники и канделябры были отправлены в Горисполком, а церковная ограда собора по сей день, стоит по периметру детской больницы находящейся по улице Тургенева.

До 1972 г. в храме были склад и засолочная база. Росписи храма было приказано замазать масляной краской в несколько слоев. После всего совершенного правительство решило использовать помещение храма в качестве скульптурного цеха Краснодарского художественного Фонда СССР. Практически все памятники, которые сейчас можно увидеть в г. Краснодаре и крае были сооружены в Троицком соборе в те годы.

В 1985 г. архитектор Г. И. Бекбулатова составила пояснительную записку для Управления культуры Краснодарского Крайисполкома о современном ей состоянии Свято-Троицкого собора: «За время использования помещений церкви ни одна организация — арендатор не производила капитальный ремонт <…>. По данным визуального обследования установлено: фасады захламлены, крыльца разрушены почти полностью, роспись закрашена, кровля во многих местах повреждена, двери плотно не закрываются, декоративные решетки окон и дверей имеют значительные повреждения, витражи полностью утрачены <…>. Интерьеры — полы внутренняя отделка стен находится в крайне запущенном состоянии <…>».

В 1989 г. верующие г. Краснодара собрали более 2000 подписей и добились от Горисполкома возвращения здания церкви Кубанскому Епархиальному управлению. В 1990 г. собор был возвращен верующим и в нем стали совершаться богослужения.

Хор Свято-Троицкого собора

В текущее время в Свято-Троицком соборе несколько хоровых обществ: торжественный (правый), смешанный будничный, мужской и дамский любительский. В состав торжественного хора заходит около 30 певчих, они все имеют высшее музыкальное образование. В репертуаре хора произведения узнаваемых композиторов: П. Чеснокова, А. Кастальского, А. Архангельского и других. Коллектив старается сохранить в собственном творчестве наилучшие традиции партесного пения.

Большая награда в этом регента Светланы Владимировны Хахалиной, которая за годы управления хором существенно повысила его проф уровень. Кроме роли в богослужении, хор ведет концертную деятельность, активную библиотекарскую и научную работу в целях сохранения исторической традиции вокального искусства Свято-Троицкого собора.

История[править]

Указ о строительстве собора был издан 17 октября 1889 года — ровно через год после трагедии крушения царского поезда Александра III. Незадолго до крушения император Александр III с супругой и сыновьями посетили Екатеринодар. В честь избавления царской семьи от гибели и было решено построить в Екатеринодаре величественный собор с семью престолами. Предполагалось главный Престол посвятить святой великомученице Екатерине, а остальные назвать в честь небесных покровителей членов Августейшей семьи: Марии, Николая, Георгия, Михаила, Ксении и Ольги.

Храм был заложен 23 апреля 1900 года на Екатерининской площади, где к тому времени располагалась уже обветшавшая деревянная церковь св. Екатерины, возведенная в 1814 году. Над проектом работал местный архитектор Иван Клементьевич Мальгерб. Строительство собора из-за отсутствия средств часто приостанавливалось. Наконец, 24 марта 1914 года года при активном участии городского головы Екатеринодара Михаила Скворикова, строительство собора было завершено и состоялось торжественное освящение главного престола.

В годы Гражданской войны в усыпальнице Екатерининского собора были погребены видные участники Белого движения: генерал Алексеев, полковник Миончинский, генерал-лейтенант Тимановский.

В 1922 под собор становится обновленческим. В том же году под видом помощи голодающим Поволжья был совершенно разграблен. В 1930-е годы собор готовили к взрыву, ради кирпичей. Архитектору Ивану Мальгербу удалось убедить комиссию по разрушению храмов в нецелесообразности его уничтожения.

26 июня 1934 года обновленческое епархиальное управление заявило, что община вследствие своей малочисленности распалась. Собор превратили в склад. Колокола сняли для переплавки.

Возобновление богослужений произошло в 1942 году во время оккупации Краснодара немецко-фашистскими войсками, но одновременно здесь находились и склады. Полноценно свою деятельность собор возобновил в 1944 году, после освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков. Но названия пределов были изменены на Успенский, Воскресенский, Благовещенский, Сергиевский, Варваринский. Главный из пределов сохранил своё прежнее название — Екатерининский.

История собора во имя Живоначальной Троицы

История Троицкого собора Саратова начинается с переноса города с левого берега Волги на правый. Именно тогда, в 1674-1675 годах была возведена деревянная Троицкая церковь. Престолов в первом деревянном храме было четыре: в верхнем храме во имя Святой Троицы, в нижнем в честь Успения Божией Матери (главный), во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (правый) и во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии (левый). Церковь, как и сам Саратов, неоднократно страдала от пожаров, и в 1684 году сгорела дотла. В следующем году он был восстановлен, но вновь из дерева. В 1695 году после очередного пожара началось строительство каменного здания Троицкого собора в стиле нарышкинского барокко. В 1701 году каменный Троицкий собор был готов.

Пожар 1712 года нанес собору существенный ущерб. При реконструкции, которая шла без малого десять лет, к Троицкому собору были пристроены трапезная, открытая галерея вокруг верхнего храма и колокольня. В 1723 году строительство колокольни и реконструкции в целом была завершена. В середине XVIII века на колокольне установили единственные в городе механические часы с боем. Со значительными перерывами эти часы работали до 40-х годов XIX века.

После строительства Троицкого собора сложилось придание, согласно которому в 1722 году Саратов посетил Пётр I, он осмотрел собор, где тогда заканчивали строить колокольню, и нашёл спящих в тени строителей. Они были собственноручно побиты личной дубиной императора.

В 1774 году храм вновь cгорел (уже четвертый раз, если мы не ошибаемся). По распоряжению императрицы Екатерины II из имущества, конфискованного у пугачёвцев, половина была выделена на восстановление Троицкого собора. Но это не помогло. В 1786 году митрополит Астраханский Антоний прислал грамоту, разрешающую разобрать церковь из-за её ветхости. Троицкий собор был особо любим горожанами, и саратовцы тогда только лишь временно закрыли храм. В 1795 году в нижнем Успенском храме возобновилось богослужение.

В 1798 году на средства саратовского купца М.А. Устинова была проведена новая реконструкция саратовского храма – укрепление здания каменными контрфорсами и устроение в обоих храмах иконостасов. В последующие несколько лет здание трижды охватывал пожар, и в результате сильно повреждённый и обветшавший храм был закрыт.

В 1814 году была завершена очередная перестройка здания, которой руководили архитекторы В. И. Суранов и Н. В. Урюпин. Фасад Троицкого собора был украшен портиком с шестью колоннами. Они весьма органично вписались в нарышкинское барокко, в стиле которого был построен собор.

В 1836 году в Успенском храме на средства купца Ф.Я. Пулькина был устроен правый придел во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1837 году на средства того же Пулькина был создан левый придел во имя апостола Иакова Алфеева, брата Господня, и преподобномученицы Евдокии. До наших дней приделы не сохранились. В 1872 году вокруг собора была установлена ограда. Тогда собор приобрёл практически тот вид, который имеет сейчас. В начале XX века по проекту архитектора В.А. Люкшина были произведены некоторые переделки фасада.

С приходом в страну власти советов, в 1936 году нижний этаж собора использовался под хранилище научных фондов краеведческого музея. С 1937 по 1942 годы богослужения в храме не проводились. За эти пять лет было полностью утрачено внутреннее убранство Троицкого собора, сохранилась лишь настенная роспись. После Великой Отечественной Войны здание храма было передано Православной Церкви.

30 августа 1960 года Собор во имя Живоначальной Троицы был признан памятником истории и культуры общесоюзного значения. В 1972–1976 годах производились реставрационные работы, под руководством ленинградского архитектора Д.Е. Бабенкова : купола собора были покрыты медью и позолочены. Масштабный ремонт аварийного здания собора был начат в 2000-х годах. В ходе реставрации к 2008 году были обновлены колокольня и купола, проведены штукатурные работы, восстановлены кладка и декор. Также была расширена прихрамовая территория. При храме открыта воскресная школа, организована помощь престарелым.

Оцените статью